forum.sevhwarang.com.ua forum.sevhwarang.com.ua
Форум клуба "Хваранг"
 
 FAQFAQ             
            

Буддизм

 
           forum.sevhwarang.com.ua -> Философия в боевых искусствах
::  
Иван



: 03.09.2008
: 691
: Севастополь

: 08, 2008 4:45 pm     : Буддизм

Буддизм - одна из мировых религий. Влияние буддизма на восточные БИ столь велико, что его сложно переоценить.
_________________
"Если тебе страшно, закрой глаза и сделай шаг вперёд". Кодекс чести самурая.
    e-mail
Иван



: 03.09.2008
: 691
: Севастополь

: 08, 2008 4:57 pm     :

РОЖДЕНИЕ УЧЕНИЯ БУДДЫ


В Индии в ту пору мало кого интересовало, как устроен объективный мир; понятия добра и зла размывались, а в некоторых философско-религиозных системах даже отсутствовали. Индусов больше интересовало «спасение души», идею которой они воспринимали очень своеобразно.
Индусов весьма интересовало благоприятное воплощение души в следующем рождении после неизбежной близкой смерти. Считалось, что, согласно закону кармы, душа хорошего человека воплотится в человеческом теле, а если он был грешен, то его душа воплотится в теле крокодила, в теле асура или дэва (нематериальные или не совсем материальные сущности), а в худшем случае,— в тело воздушного беса (бирита) или подземного демона.
Весьма существенным становился вопрос: какие принять меры, чтобы обеспечить себе перерождение в человеческом теле, а еще лучше, вырваться из беспрерывной цепи перерождений? К этому времени здесь уже были йоги, брамины, отшельники, аскеты, и всем этим очень живо интересовался гениальный мальчик — сын княжеского (кшатрия) рода Шакья. Звали его Сиддхартха, или Шиддхартха. Он обошел всех мудрецов-учителей, но не нашел удовлетворения в их учениях, а потому сотворил свое собственное.
Учение Будды было до крайности простым вначале и стало невероятно сложным в наше время. В общих чертах заключалось оно в том, что у людей есть желания, которые при неудовлетворенности порождают страдания, а страдания ведут к смерти, к новым воплощениям и к новым страданиям. Следовательно, чтобы избавиться от страданий, надо избавиться прежде всего от желаний, то есть ничего не желать, и тогда избегаешь страдания и смерти. Пробуждение или просветление Будды снизошло на него однажды ночью, когда он сидел под деревом Бо в Гайе после семи лет медитаций в лесном уединении. В течение долгих семи лет Будда пытался проникнуть в тайну порабощения человека «майей», то есть разнородным миром явлений и событий, скрывающим единую лежащую за ним реальность. Князь Сиддхартха стремился найти выход из порочного круговорота жизни. Но все его попытки были тщетны. Истинное, высшее «Я» оставалось недостижимым. Как ни сосредоточивался он на собственном сознании, пытаясь проникнуть до самых его корней, он не находил ничего, кроме собственного усилия сосредоточиться. Вечером, накануне своего озарения, он бросил все и, нарушив аскетическую диету, что-то съел. И сразу после этого он почувствовал, что с ним происходит глубокая перемена. Он сел под то самое дерево и, как гласит легенда, дал обет не вставать, пока не достигнет озарения. Так Будда просидел всю ночь. Под утро мелькнувшая звезда вызвала у него ощущение полного знания и просветленности — освобождения от «майи» и от вечного круговорота рождения-смерти — «сансары», который не может быть разорван, пока человек в любой форме цепляется за жизнь. В Палийском каноне говорится, что сразу после озарения Будда отправился в Олений парк Бенареса к отшельникам, с которыми раньше вместе вел аскетическую жизнь, и изложил свое учение в виде четырех Благородных Истин, которые и выражают суть буддизма.
Первая Истина касается трудного для понимания термина «дукха» — страдание. Им обозначается великая болезнь мира, от которой единственным лекарством и спасением является метод Будды — «дхарма». Однако это нельзя сводить к всеобщему утверждению, что жизнь есть страдание. Правильнее будет сказать, что жизнь, которую мы ведем, есть страдание, так как она отравлена постоянным разочарованием рухнувших надежд. Наша жизнь напоминает постоянный бег за собственной тенью — чем быстрее бежишь, тем быстрее она от тебя убегает.
Вторая Благородная Истина относится к причине желаний или жадности и называется «тришна». Она порождается неведением — «авидьей». В этом состоянии сознание принимает абстрактный мир вещей и событий за мир конкретной реальности. На более глубоком уровне сознания «авидья» — это называние самого себя, непонимание того, что всякий захват или попытка овладеть оказывается на самом деле тщетным усилием захватить самого себя или, точнее, заставить жизнь ухватиться за себя саму.
Поэтому стремление к полному контролю над окружающим и над самим собой возникает из-за глубокой неуверенности пытающегося контролировать. «Авидья» — это неспособность осознать несостоятельность такой позиции, которая порождает саморазрушение, а все вместе создает образ жизни, подобный порочному кругу который и индуизм и буддизм называют «сансара» (или «самсара»)— круговорот рождения и смерти.
Активное начало круговорота называется «карма» — действие, которое возникает в силу какой-либо причины и, преследуя какую-то цель, порождает необходимость все новых и новых действий, и решение одной проблемы порождает множество новых проблем. Ценность этой теории не в безусловном принятии теории переселения душ, а скорее в том, что она ставит в целом проблему действия в порочном круге.
Третья Благородная Истина касается прекращения саморазрушения, «кармы», которым порождается «самсара». Такое состояние называется «нирвана» — избавление, или освобождение. Достигнуть «нирваны» — значит достигнуть просветления, состояния Будды. Но это просветление не в обычном понимании слова, потому что никакие достижения и приобретения здесь не участвуют. Невозможно желать «нирваны» или пытаться достигнуть ее. Нирвана может возникнуть только непроизвольно, спонтанно, когда полностью осознана невозможность цепляния за свое "Я". Поэтому Будда —
вне рангов. Его нет наверху — среди ангелов, его нет и внизу — среди демонов.
Закон круговорота гласит: кто сейчас наверху, в следующий миг окажется внизу, и наоборот. Считается, что Будда вышел из этого круга и поэтому выражение «высшее существо» для него не имеет смысла.
Четвертая Благородная Истина описывает восьмеричный путь дхармы Будды. Говоря кратко, это — умение, с помощью которого останавливается саморазрушение. Первые два пункта посвящены мышлению, последующие четыре — действию и два последних — созерцанию.

_________________
"Если тебе страшно, закрой глаза и сделай шаг вперёд". Кодекс чести самурая.
    e-mail
Иван



: 03.09.2008
: 691
: Севастополь

: 09, 2008 11:21 am     :

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПОСТУЛАТЫ БУДДИЗМА


Еще при жизни Будды у него возникли трудности с его собственными учениками и прочими последователями. Например, один из них, Девадатта, решив, что он уже усвоил учение, решил пойти дальше учителя. Он ввел наряду с отречением от желаний строгий аскетизм. Сам же Будда считал, что для своего спасения человек не должен страдать ни в коем случае, то есть он, например, должен получать достаточно пищи, не злоупотребляя ею, конечно. У самого Будды была чашка, куда ему клали рис или овощи, заправленные растительным маслом. Он съедал одну такую чашечку в день — масло было весьма качественным, поэтому для тех климатических условий этого было достаточно. Что касается запретов, то Будда запрещал прикасаться к золоту, серебру и к женщинам, потому что, согласно его учению, эти соблазны распаляют желания.
Но Девадатта решил, что ко всему прочему нужно еще и поститься, но это было уже искушение, это уже ни к чему. Хоть ты и можешь перенести голод, но зачем? Это же влечет за собой страдания. Аскетизм, категорически противопоказан идее Будды. Именно поэтому община Будды раскололась еще при его жизни, но все-таки многие слушали, что он говорит. Знатные дамы приглашали Будду к себе в дом хотя бы из любопытства. «Ладно, не прикасайся,— говорили они,— но ты нам что-нибудь расскажи»; и они давали ему денег на общину. Сам Будда ни к чему не прикасался, но ученики его брали исправно и использовали на благое дело.
Учил Будда многих, так что после него осталась очень большая память, но, к сожалению, ни одного записанного текста. Не публиковали его при жизни. Кончилось все это для него печально, потому что, хотя он и построил свою систему абсолютно логически и, казалось бы, непререкаемо, и действительно не впадал, видимо, ни в какие соблазны, тем не менее судьба уготовила ему такое искушение, от которого даже сам великий Будда не смог удержаться,— СОСТРАДАНИЕ.
Пока он сидел под своим знаменитым деревом Бо (по-видимому, под пальмой) и пользовался уважением и почитанием всей Бенгалии, соседнее племя напало на княжество Шакья и перебило всех его родственников. Будде сообщили об этом. И восьмидесятилетний старик, самый уважаемый в ИНДИИ человек, пошел с палочкой по саду, в котором играл ребенком, по дворцу, где его воспитывали,— и везде лежали его родственники, его слуги, его друзья, разрубленные пополам, искалеченные, изувеченные. Все было залито кровью. Он мимо всего этого прошёл, но не смог остаться равнодушным и впал в нирвану.
Что такое нирвана? Л.Н.Гумилев, знавший Восток не понаслышке, дает этому понятию такое определение («Конец и вновь начало», Москва, 1994 г.):
«Нирвана — это понятие, которое невозможно на Западе, вследствие логического закона исключения третьего. У нас три закона логики: закон тождества, закон противоречия и закон исключения третьего, основной. Согласно последнему закону, нет ничего такого, что могло бы быть одновременно и «а», и «не а». Например, любая данная вещь либо существует, либо не существует, третьего не дано.
Так вот, нирвана исключает этот закон. Нахождение в нирване означает одновременно и существование и несуществование. У индусов своя логика. По-нашему: впал в нирвану — значит скончался, по буддийским учениям Будда не умер, а только переменил место своего обитания, модус своего состояния, из Сансары, вечно двигающегося мира, он перешел в нирвану и там сейчас обитает. Это значит, что он ничего не знает, ничего не видит, ничего не слышит, ничего не хочет. Он находится в вечном покое. Он не счастлив, и он не несчастлив, потому что счастье и несчастье — понятия относительные, а ничего относительного в нирване нет. В общем, что он есть, что его нет — совершенно одинаково, сохранились только его учение и память. Потом, три века спустя, учение Будды восстановилось по памяти. Передача шла из уст в уста, наконец все это было записано, и получился первый источник, называемый Тринитака — три корзины текста».
Этот первый источник датируется третьим веком до нашей эры. Сам Будда скончался в пятом веке до н.э., то есть за двести пятьдесят лет до того, как эти мемуары были опубликованы.

_________________
"Если тебе страшно, закрой глаза и сделай шаг вперёд". Кодекс чести самурая.
    e-mail
Иван



: 03.09.2008
: 691
: Севастополь

: 09, 2008 11:44 am     :

БУДДИЗМ — ФОРМА АТЕИЗМА?


Сказать, что Будда был религиозным или антирелигиозным человеком определенно нельзя. Хотя он, конечно, как человек своего времени, признавал, что существуют дэвы — боги. Это в то время понимал каждый, но Будда напрямую не предлагал молиться богам, потому что дэвы — существа не вечные, хотя и долговечные и довольно могущественные. С какой стати им, собственно, молиться? Разве у богов нет своих дел?
В этой связи можно вспомнить и слова американского писателя Амброза Бирса, который называл молитву просьбой о том, чтобы законы мироздания были изменены ради одного, явно недостойного этого, просителя.
Но, по-видимому, сам Будда больше всего ценил свободу выбора личности: «Однажды какая-то старушка спросила его (Будду): «Учитель, я привыкла молиться Индре, могу я этим путем добиться спасения?» Он ответил: «Да, бабушка, молись Индре, этим путем ты также придешь к спасению».
Одним словом, самому Будде было в общем-то безразлично, какому именно богу или богам молятся его последователи. Когда его спрашивали, например, как устроен мир, Будда спокойно отвечал на вопрос вопросом: «А какого цвета волосы ребенка нерожавшей женщины?» Ему говорили: «Учитель, что ты глупости спрашиваешь? Раз она не родила, значит нет ребенка, нет волос, нет и цвета».
«Так вот,— отвечал Будда,— и мира тоже нет. Что же вы сами глупости спрашиваете? То, что вам кажется, это всего лишь иллюзия, обман чувств». Дхарма (или дарма) — это слово, имеющее ни много ни мало сорок семь значений. Но в данном случае, мы отметим одно из них — дхарма — это квант закономерности. Это не материальный атом и не идея Платона, вовсе нет. В мире существуют причинно-следственные связи, которые квантуются. Именно квант закономерности в учении Будды называется дармой.
Дхарма также означает закон. И вот дармы сталкиваются, при этом иногда образуются «сканды», которые в сочетании по нескольку сканд образуют душу человека, и душа эта либо может достичь нирваны, либо не может ее достичь, потому что, если она сильно нагрешила, то разваливается на составные части и теряет индивидуальность. Поэтому очень важно достичь духовного совершенства, а совершенство может быть достигнуто только одним способом — через человеческое существование, ибо дэвы (боги), как это ни странно звучит, не могут достичь совершенства. Им и без этого хорошо, они долго живут и поэтому ие эволюционируют. Совершенства не могут достичь и асуры, которые слишком заняты тем, что готовятся к войне с богами, а так как они постоянно терпят поражения, то после очередного из них, они снова начинают готовиться к битве. Асурам также некогда, да и незачем, заниматься самосовершенствованием.
Животные? Они ведь не обладают разумом, и просто-напросто не знают, что нужно стремиться к совершенству. Демоны, живущие в преддверии ада — прета или бириты — все время голодны. Их изображают таким образом: большущая голова и маленький ротик диаметром с булавку, тонкая шея, огромное пузище, крохотные ножки и ручки. Конечно, такой демон не может насытить свое брюхо через столь маленький рот, поэтому он все время страдает от голода.
Если такой демон и сосет что-нибудь питательное, например, кровь своих жертв, то она из него выходит огнем, а это мало кому может понравиться. Но это еще не самое худшее— в подземельях ада живут таму. Про них можно сказать лишь то, что хуже, чем им, на свете никому не бывает. А если они так ужасно страдают, то о каком совершенствовании может идти речь?
Итак, совершенствоваться может лишь человек. Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствоваться через ряд перерождений, стать святым рано или поздно, и наконец впасть в нирвану — весьма труднодостижимая цель.
Кстати сказать, такого рода идеи и склонности свойственны отнюдь не только людям востока. Некоторые европейцы (не исключая американцев, австралийцев и других потомков колонизаторов) чисто интуитивно вдруг начинают понимать, что существование человека имеет куда более высокий смысл, чем тот, который в состоянии предложить или пытается объяснить наука или официальная религия. Такой человек начинает глубже и внимательнее присматриваться к самому себе и к окружающему миру, и, порой достигает результатов, удивительных даже для людей, впитавших восточное мировоззрение с молоком матери.

_________________
"Если тебе страшно, закрой глаза и сделай шаг вперёд". Кодекс чести самурая.
    e-mail
:   
           forum.sevhwarang.com.ua -> Философия в боевых искусствах : GMT + 2
1 1

 
 





You cannot attach files in this forum
You cannot download files in this forum




Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
phpBB