forum.sevhwarang.com.ua forum.sevhwarang.com.ua
Форум клуба "Хваранг"
 
 FAQFAQ             
            

Боевая машина теней

 
           forum.sevhwarang.com.ua -> Ниндзя - призрачные тени
::  
Валентин



: 10.12.2008
: 30
: Севастополь

: 07, 2009 2:02 pm     : Боевая машина теней

Теоретическая подготовка. Физические и психические тренировки. Техники. Системы РПБ и фехтования.
_________________
Всё, что не убивает меня, делает меня сильнее (с) Ф.Ницше
Валентин



: 10.12.2008
: 30
: Севастополь

: 07, 2009 2:46 pm     :


САГЭО СИТИ-ДЗЮЦУ
«СЕМЬ СПОСОБОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САГЭО»


Сагэо — шнур для крепления ножен на поясе — представляет собой длинный плоский шнур, продеваемый в отверстие на специальном выступе ножен, называемом кури-гагата и находящемся в 7—8 см от их устья. После того, как меч в ножнах засовывают за пояс, ножны привязывают к поясу посредством сагэо, чтобы предотвратить его выпадение оттуда и надежно зафиксировать на месте.
Обычно сагэо имеет длину около 180 см. Однако у синоби-гатаны он намного длиннее — от 240 до 360 см. Дело в том, что ниндзя использовали сагэо не только для крепления ножен за поясом, но и другими способами, которые известны под общим названием «семь способов использования сагэо».

1. В абсолютной темноте ниндзя, как и все обычные люди, видеть не могли. Поэтому при проникновении во вражеский дом следовало использовать кое-какие меры предосторожности, чтобы не напороться вдруг на хозяина, севшего в засаду с занесенным над головой мечом.
Если ниндзя предполагал наличие засады, он использовал уловку, именуемую «дзасагаси-но дзюцу», или «дза-сагури-но хо», — «техника поиска места».


Дзасагаси-но дзюцу (дза-сагури-но хо)

Суть этой техники состоит в том, чтобы двигаться в кромешной тьме по комнате по траектории полукруга, используя меч в качестве щупа. Для этого нужно вытащить меч вместе с ножнами из-за кушака, достать клинок из ножен так, чтобы в устье осталось лишь 5—6 см и, взявшись за рукоять, выставить меч вперед(лезвие обращено вверх, спинка меча, естественно, развернута вниз) с подвешенными на нем ножнами как щуп. Чтобы ножны не упали на пол, их нужно придерживать, натягивая сагэо, который сначала держат левой рукой, а потом зажимают между зубами. Приняв такую изготовку, можно перемещаться, двигаясь спиной вдоль стены и как можно ниже припадая к полу. Мечом с висящими на нем ножнами действуют как щупом, двигая из стороны в сторону, словно обмахиваясь веером. Если ножны вдруг натолкнутся на какую-то преграду, значит, в темноте притаился враг — ведь в середине японской комнаты никакой мебели не бывает, а шпион двигается спиной вдоль стены и может хорошо ориентироваться в пространстве. В такой ситуации ниндзя выплевывает шнур, ножны падают на пол, а «невидимка», мгновенно отдернув руку с клинком для замаха, наносит два-три укола в темноту, туда, где был обнаружен объект.
Здесь нужно отметить две дополнительных хитрости. Во-первых, ниндзя должен двигаться, опустившись максимально низко, чтобы его не настиг внезапный горизонтальный рассекающий удар. Во-вторых, уколы нужно выполнять, развернув клинок горизонтально, так как велика вероятность, что они придутся в область ребер. Если клинок стоит вертикально, он наткнется на ребра, и рана не будет опасной.

2. Сагэо можно использовать как замену пояса, если его перерезали в рукопашной схватке, или просто нет под рукой. В случае ранения шнур может заменить жгут для остановки кровотечения путем тугой перетяжки конечности на отрезке, расположенном ближе к сердцу, чем рана. Другой вариант применения — связывание пленника. Длины «шпионского» шнура вполне для этого достаточно.

3. Сагэо можно использовать в качестве ёдзин-нава — «веревки предосторожности» при использовании уловки нава-бари— «натягивание веревок». Этот способ использования шнура входит, кроме того, в число так называемых «хитростей на дороге» (цуро-сикакэ). Чтобы уберечься от «визита» нежданного гостя, ниндзя протягивал веревку поперек входа в свою спальню на высоте голени. В ночной темноте при отсутствии освещения такая веревочная преграда оказывалась весьма неприятным сюрпризом для врага: споткнувшись о нее, он кубарем летел на пол комнаты. Разбуженный шумом падения, ниндзя располагавшийся, как правило, в самом центре комнаты, моментально выхватывал меч из ножен и одним махом наносил удар в том направлении, куда падал незадачливый противник.

4. Перебираясь через высокий забор, ниндзя приставлял к нему синоби-гатану, воткнув ее окованным металлическим кончиком ножен-кодзири в землю. Зажав кончик сагэо в зубах, он отталкивался ногой от широкой гарды и прыгал вверх, стараясь схватиться руками за гребень. Вскарабкавшись на вершину стены, «невидимка» шнуром втягивал за собой меч. Такая уловка называлась «цуры-га-тана-но хо» — «способ ужения меча».


Цури-гатана-но хо

5. Сагэо использовали для постановки «походной палатки» при ночевке в «полевых условиях» («нонака дзын-бари-но хо» — «постановка лагерем в поле»). Для этого ниндзя обвивал шнуром три-четыре стоящих поблизости друг от друга дерева и сверху натягивал лист промасленной бумаги, под которым можно было укрыться от дождя и снега.

6. Еще один вариант употребления сагэо для устройства «места ночлега» назывался табимакура-но хо — «способ походной подушки». В этом случае использовалась пара мечей — длинный и короткий. Связав шнуры обоих мечей друг с другом, ниндзя туго натягивал их под телом. Мечи помещались вдоль тела, и ниндзя ложился спиной поверх связанных сагэо. Большой меч (дайто) находился слева от шпиона, а малый (сёто) — справа. Спал шпион, обхватив дайто левым предплечьем.


Табимакура-но хо

Если подкравшийся враг пытался отобрать меч у заснувшего ниндзя, то связка с другим мечом не позволяла сделать это незаметно. А ниндзя, очнувшись ото сна, но все еще оставаясь в лежачем положении, сбрасывал ножны в сторону ног и одновременно обнажал меч движением руки в сторону головы и закалывал врага. Подобный вариант обнажения меча (батто) очень характерен для ниндзя. Из-за того, что выхватывание происходит одновременно с броском ножен в противоположном направлении, скорость этого движения почти в два раза выше, чем при других способах выхватывания меча.
Кроме того, при неожиданном нападении противника, когда нужно срочно удирать, а времени заткнуть мечи за пояс нет, благодаря связанным сагэо их можно просто повесить на шею и бежать в таком виде, на ходу приводя себя в порядок.

7. Яри-домэ-но дзюцу — «способ остановки копья», или нагацука-дори — «захват длинного древка» — так называется техника оплетания длинного древкового оружия противника вроде копья или алебарды с помощью шнура, чтобы сковать его действия и, воспользовавшись временной беспомощностью, заколоть мечом.


Яри-домэ-но дзюцу

Для этого необходимо вытащить меч из-за пояса вместе с ножнами и мгновенно привязать к рукояти конец сагэо. После этого клинок извлекают из ножен правой рукой. Ножны как дубинку берут в левую руку рядом с устьем (коигу-ти) и вытягивают в сторону противника в положение сэй-ган: рука находится напротив точки тандэн, локализуемой в месте на три пальца ниже пупка, а кончик оружия устремлен в горло противника. Правую руку с обнаженным мечом поднимают над головой в позицию дзёдан, так чтобы сагэо оказался туго натянутым в вертикальном положении с левой стороны от тела шпиона. В этой позиции нужно ждать действий противника.
Если противник наносит укол копьем в живот, удар отражают скрещенными мечом и ножнами движением сверху вниз, стараясь прижать копье к земле. Если это удалось, следует мгновенно наступить ногой на древко, придавить его к земле и одновременно уколом меча поразить противника. Если противник наносит укол в лицо, удар отклоняется «крестом» снизу вверх, после чего нужно нанести укол мечом, скользя им вдоль древка копья.
Если же противник колет в грудь слева от сагэо, нужно сделать небольшой шаг вперед-вправо по диагонали, отражая укол влево, согнуть левую руку в локте и зажать древко копья в сгибе руки. Затем, скрещивая меч и ножны, оплести шнуром древко копья противника. Следуя за возвратным движением копья, сблизиться с противником и пронзить ему грудь клинком, находящимся в горизонтальном положении.
Если противник выполняет укол справа от сагэо, нужно сделать шаг по диагонали вперед-влево, отклонить копье влево, зажать его древко под правую мышку и оплести шнуром, сковав движения. При попытке противника выдернуть оружие моментально с ним сблизиться и заколоть.

_________________
Всё, что не убивает меня, делает меня сильнее (с) Ф.Ницше
Валентин



: 10.12.2008
: 30
: Севастополь

: 08, 2009 11:13 pm     :

ФЕХТОВАНИЕ НИНДЗЯ

Сразу нужно оговориться, что о фехтовании ниндзя (си-ноби-кэн-дзюцу, синоби иай-дзюцу) мы знаем очень и очень мало по той простой причине, что в старинных источниках эта тема практически не отражена. С другой стороны, кино успело уже сформировать определенный стереотип восприятия «шпионского» фехтования на мечах. Из фильма в фильм мы видим как люди, облаченные в черные костюмы, демонстрируют фехтование мечом на обратном хвате, что и выдается за подлинную технику си-ноби-кэн-дзюцу. Спору нет: в руках актеров на телеэкране такие выкрутасы порой выглядят довольно убедительно, но... они не имеют практически никакого отношения к реальной технике фехтования ниндзя. Чтобы понять это, необходимо хорошо представлять, в каких условиях «воинам ночи» приходилось пускать в ход свои клинки.
Чаще всего «сценой» для схваток служили узкие коридоры замков, традиционные японские комнаты с низкими потолками, кустарники, лесные чащи. Одним словом, с мечом в положении обратного хвата
те места, где широкие размашистые движения по принципу «развернись плечо, размахнись рука» просто неприменимы. Поэтому основу «шпионского фехтования» составляли молниеносные «очереди» коротких уколов. Именно такие приемы лучше всего отвечали потребностям ниндзя.
Кололи ниндзя, как правило, не один, а два-три раза кряду, так как одним уколом далеко не всегда удавалось отправить противника на тот свет, тем более, если дело происходило в кромешной тьме, когда ни дистанция, ни позиция противника не были ясны лазутчику. Колоть следовало, развернув клинок горизонтально. Объясняется это очень просто: при вертикальном положении лезвие могло наткнуться на ребра и не достать до жизненно важных органов. Зато в горизонтальном положении отточенное острие меча проскальзывало между ребрами легко, словно рассекая масло. Кроме того, грамотно пользуясь изгибом меча, ниндзя мог отклонить в сторону оружие противника и таким образом расчистить себе путь к его персоне.
Обратный же хват требует несколько больше пространства для замахов при рубящих ударах. Кроме того, он сильно ограничивает радиус поражения (который у ниндзя, пользовавшихся короткими мечами, и без того был очень мал) и снижает точность ударов, так как лезвие из-за неудобного положения в руке дрожит.
В ряде источников упоминается некая школа «подлинного синоби-кэн-дзюцу» Тонами-рю (по некоторым данным, еще в 30-х гг. нашего века существовали мастера, владевшие техникой этой школы), созданная в начале XVII в. самураем из княжества Уэно провинции Ига по имени Тонами Матабэй Торииси. Сначала этот Тонами, бывший знатоком нин-дзюцу школы Ига-рю, служил семье Тёсо-кабэ, но позже поступил на службу к клану Тодо, господствовавшему в те времена в провинции Ига. Он преподавал технику фехтования коротким мечом ниндзя-то, которую называл «ин-кэмпо» — «фехтование темного начала (яп. ин, кит. инь)». Исходя из этого названия, некоторые историки предполагают, что в Тонами-рю изучали приемы боя мечом, который держали обратным хватом («хват инь»). Однако в источниках сообщается, что свои знания о бое мечом Тонами почерпнул в школе Тюдзё-рю. При этом в клятвенном письме, переданном мастеру Тонами при поступлении в его школу знаменитым мастером бу-дзюцу Араки Матаэмоном, последний выражает желание изучить школу Синкагэ-рю. Таким образом, Тонами-рю развилась на основе либо Тюдзё-рю, либо Синкагэ-рю. А обе эти школы, относимые современными «специалистами» по нин-дзюцу к так называемым «самурайским», не содержат приемов боя мечом обратным хватом.
Некоторые авторы считают, что ниндзя были особенно сильны в искусстве мгновенного выхватывания меча с последующими ударами — иай-дзюцу, ссылаясь на то, что короткий меч можно выхватить гораздо быстрее, чем длинный. Однако короткие мечи использовались и во многих «самурайских» школах кэн-дзюцу. Например, современный наставник школы Катори Синто-рю Отакэ Рисукэ рекомендует использовать мечи традиции Бидзэн с длинной клинка около 60 см. Он же указывает на то, что знаменитый фехтовальщик из школы Ягю Синкагэ (Бисю)-рю Ягю Тосиканэ (Рэнъясай) использовал длинный меч с лезвием в 1 сяку 9 сунов 8 бу (около 55 см), и короткий — в 1 сяку, 3 суна, 3 бу (около 38 см) — что вполне в традициях ниндзя-то.
В бою ниндзя стремился как можно быстрее разделаться со своим противником, чтобы к тому не успела подоспеть подмога. Поэтому удары наносились в жизненно важные точки человеческого тела, чаще всего в те места, которые не защищены доспехами. Мишенями для колющих, пилящих, режущих и рубящих ударов служили сонные артерии; запястья с внутренней стороны, где проходят вены; подмышечные впадины; низ живота, где между нагрудником и «юбкой» доспехов имеется щель, прикрытая лишь шнуровкой; бедра изнутри, где проходят бедренные артерии; подколенные сгибы при атаке сзади; ахиллесовы сухожилия при внезапном нападении с земли.
С точки зрения перечисленных критериев «шпионского фехтования» исключительный интерес представляет техника боя мечом школы Катори Синто-рю. Например, в ней популярна особая форма вертикального удара, называющаяся «маки-ути» — «крученый удар».


Маки-ути

В маки-ути рассекающий удар сверху наносится не из положения с мечом, задранным в небо (дзёдан-но камаэ), как во многих других школах, а из положения, когда клинок спинкой лежит на вытянутых вперед руках. Благодаря этому удар распространяется как бы не сверху вниз, а вперед, и минимальная высота, требуемая для его применения, значительно ниже по сравнению с обычным ударом из положения дзёдан-но камаэ.
Не менее оригинальна в Катори Синто-рю техника бокового удара ёкомэн-ути.

Если во многих других школах кэн-дзюцу меч для такого удара предварительно заносят назад вбок, то в Синто-рю замах осуществляется таким образом, что острие меча направлено строго вперед, в горло противника. Замах выполняют как короткий удар снизу вверх. В действительности, это даже не замах, а подрезающий удар по кистям противника, поднимающего меч в положение дзёдан-но камаэ. Кроме того, если при ударе с широким замахом вбок у противника есть доля секунды для сближения и контрвыпада, выставленное вперед острие меча в ёкомэн-ути не позволяет ему сделать этот рывок. После этого меч поднимают в позицию дзёдан-но камаэ и по кратчайшей траектории обрушивают на шею или бок противника. Благодаря такой специфической технике, мастер Катори Синто-рю способен наносить боковые удары мечом даже в очень узком коридоре, где другие школы кэн-дзюцу будут бессильны.
Вообще техника фехтования всеми видами оружия в Катори Синто-рю построена на полном контроле дистанции. Поэтому удары мечом в этой школе не проносят, а фиксируют на высоте живота, благодаря чему попытки противника приблизиться к бойцу оборачиваются самонасаживанием на клинок. Огромное внимание в Синто-рю уделяется самым разнообразным коротким техническим действиям, направленным на перерезание артерий, вен, сухожилий.


Ёкомен-ути (рисунок современного художника)

Удары и уколы выполняются по кратчайшим траекториям. В этой школе практически отсутствует техника блокирования меч в меч, чреватого порчей клинка. За счет правильного выбора дистанции боец не подставляет лезвие своего меча навстречу удару врага, а сам наносит удары по его уязвимым точкам.
Техника иай-дзюцу — «искусства обнажения меча» — в Катори Синто-рю также чрезвычайно оригинальна. В ката этого раздела прорабатываются не только реакции на неожиданные нападения врага, но и приемы внезапной атаки из засады. Мастера этой школы сидят на земле не на обоих коленях, а на одном в позе, именуемой «иай-госи». Согласно комментарию Отакэ Рисукэ, главного технического наставника данной школы, эта позиция была позаимствована фехтовальщиками у разведчиков, передвигавшихся короткими перебежками от ямки к ямке, от кустика к кустику и прижимавшихся для маскировки к земле. Притаившись в яме или за камнем в позиции иай-госи, ниндзя-мастер Катори Синто-рю поджидал вражеский патруль, в нужный момент неожиданно взмывал в воздух в высоком прыжке и обрушивал серию молниеносных ударов по врагу. Меч до начала атаки держали вложенным в ножны, чтобы его предательский блеск не выдал разведчика. В атаках чередовали высокие прыжки с быстрыми перемещениями на коленях, когда «ночной воин» припадал к земле, становясь практически невидимым, и разил своих врагов, вспарывая им бедра, пах, голеностопные суставы...

(продолжение следует...)

_________________
Всё, что не убивает меня, делает меня сильнее (с) Ф.Ницше
Валентин



: 10.12.2008
: 30
: Севастополь

: 15, 2009 11:05 pm     :



Тренировка ниндзя начиналась с младенчества. У родителей не было выбора, ибо карьера ребенка диктовалась принадлежностью к касте отверженных и успех в жизни, то есть выдвижение в ряды тюнин, зависел исключительно от личных качеств бойца.

Физическая подготовка начиналась с колыбели. В доме плетеная люлька с малышом обычно подвешивалась в углу. Родители время от времени раскачивали люльку сильнее, чем было необходимо для укачивания, так что она ударялась бортами о стены. Ребенок на первых порах пугался сотрясения и плакал, но постепенно привыкал и
инстинктивно сжимался в комочек при толчке. Через несколько месяцев упражнение усложнялось: ребенка вынимали из люльки и подвешивали в свободном состоянии «на вожжах». Теперь при ударе о стенку он должен был не только сконцентрироваться, но и оттолкнуться ручкой или ножкой. Сходные игровые упражнения проделывались и в обратном порядке, когда на ребенка катили мягкий, но довольно тяжелый шар. Подчиняясь инстинкту самосохранения, малыш поднимал руки, чтобы защититься, «ставил блок». Со временем он начинал находить вкус в такой игре и уверенно расправлялся с «противником».
Для развития вестибулярного аппарата и мышц младенца периодически раскручивали в разных плоскостях или, взяв за ноги и опустив головой вниз, заставляли с маху «выходить в стойку» на ладонях взрослого. В ряде рю юный ниндзя в полугодовалом возрасте начинал заниматься плаванием и осваивал технику плавания раньше, чем ходьбу. Это развивало легкие и давало прекрасную координацию движений. Привыкнув к воде, ребенок мог часами оставаться на поверхности, пырять на большую глубину, задерживать дыхание на две-три минуты и более.
Для детей от двух лет вводились игры на быстроту реакции: в «цап-царап» или «сороку-воровку» — требующие мгновенного отдергивания руки или ноги. Примерно с трех лет начинался специальный укрепляющий массаж и постановка дыхания. Последнему придавалось решающее значение во всем дальнейшем тренинге, напоминавшем китайскую систему ци-гун. Как и в китайских школах кэмпо, вся подготовка ниндзя осуществлялась в рамках триединства Небо-Человек—Земля и основывалась на принципе взаимодействия пяти стихий. Как только ребенок обретал устойчивость на земле и на воде, то есть мог хорошо ходить, бегать, прыгать и плавать, занятия переносились в «Небо». Сперва бревно
средней толщины укреплялось горизонтально над самой поверхностью земли. На нем ребенок разучивал несколько простых гимнастических упражнений. Постепенно бревно поднималось все выше над землей, одновременно уменьшаясь в диаметре, а комплекс упражнений значительно усложнялся: в него входили такие элементы, как «шпагат», прыжки, перевороты, сальто вперед и назад.
Затем бревно заменялось тонкой жердью, а со временем — натянутой или провисшей веревкой. После таких тренировок ниндзя ничего не стоило перебраться через пропасть или замковый ров, перебросив веревку с крюком на противоположную сторону. Отрабатывались также приемы лазанья на деревья с голым стволом (с веревочной петлей вокруг ствола и без нее), прыжки с ветки на ветку или с ветки на лиану. Особое внимание уделялось прыжкам с высоты и в высоту. При прыжках с высоты шло медленное, осторожное наращивание сложности с учетом возрастных особенностей организма. Существовали также различные способы амортизации удара при падении с помощью ног, рук и всего тела (в перевороте). Прыжки с высоты 8—12 м требовали специальных «смягчающих» сальто. Учитывались и особенности рельефа: так, на песок или торф можно было прыгнуть с большей высоты, на каменный грунт — с меньшей. Благоприятным фактором при «высотных» прыжках были деревья с густой кроной, которая могла спружинить и дать возможность ухватиться за ветку. Отдельной дисциплиной были прыжки в воду.
Прыжки ниндзя в высоту, о которых сложено немало легенд, строились главным образом на регулировке дыхания и умении мобилизовать ки. Однако в детстве осваивалась лишь техника движений. Существовало много способов прыжка в высоту, но предпочтение всегда отдавалось прыжку «перекатом», руками вперед, с сальто или без него, с разгона или с места. В подобных прыжках, которые служили для преодоления небольших препятствий — заборов, повозок, вьючных животных, а иногда и цепи преследователей, важно было, приземлившись, сразу выйти в боевую стойку. Прыжки в высоту обычно отрабатывались на простейшем «тренажере» — вместо планки ребенок должен был перепрыгнуть через куст колючего кустарника, но на «экзаменах» использовалось
и настоящее оружие, о которое, в случае неудачи, можно было серьезно пораниться. Столь же кропотливо отрабатывались прыжки с шестом, который позволял в мгновение ока перемахивать через стены высотой в несколько метров. Прыжки в длину через глубокие рвы и «волчьи ямы» должны были воспитать способность не бояться глубины и навык приземления не только на ноги, но и на руки с подтягиванием.

Особый раздел составляли «многоступенчатые» прыжки. В качестве подготовительного упражнения к пим следовало освоить бегание по вертикальной стене. С небольшого разгона человек пробегал по диагонали вверх несколько шагов, стараясь по возможности сохранять равновесие за счет большого угла к поверхности земли. При должном навыке ниндзя мог таким образом взбежать на трехметровую скалу и остановиться на гребне либо, резко толкнувшись от опоры, прыгнуть вниз и неожиданно атаковать противника. В китайском цюанъ-шу такой прием получил название «тигр, прыгающий на утес».
Другим вариантом многоступенчатого прыжка было заскакивание на невысокий (до 2 м) предмет, который служил как бы трамплином для следующего, финального прыжка на общую высоту до 5 м. Такая техника в сочетании с использованием миниатюрных портативных пружинящих трамплинов нередко создавала иллюзию «полета по воздуху».

Развитие силы и выносливости служило основой всех тренировок ниндзя. Здесь одним из наиболее популярных упражнений для детей было «подвешивание» на ветке дерева. Цепляясь двумя руками (без помощи ног) за толстую ветку, ребенок должен был провисеть несколько минут на большой высоте, а затем самостоятельно вска-
рабкаться на ветку и спуститься по стволу вниз. Постепенно время «виса» доводилось до часа. Взрослый ниндзя мог таким образом висеть на внешней стене замка под самым носом у часовых, чтобы, улучив удобный момент, пробраться в помещение. Естественно, практиковались многочисленные отжимания, поднятие тяжестей,
хождение на руках. Одна из загадок нин-дзюцу — хождение по потолку. Сразу же оговоримся, что ни один ниндзя не умел ходить по обычному гладкому потолку. Секрет заключался в том, что потолки японских комнат украшены открытыми рельефными балками и стропилами, проходящими на небольшом расстоянии друг от друга. Упираясь руками и ногами в параллельные балки или же цепляясь при помощи «кошек» за одну балку, повиснув спиной к полу, ниндзя
мог перебраться через всю комнату. Тем же манером, но уже прыжками, он мог взобраться вверх, упираясь в стены домов на узкой улочке или в коридоре замка. Одним из любопытных аспектов обучения ниндзя был бег на разные дистанции. Марафонский бег был нормой для любого ребенка в возрасте 10—12 лет: он покрывал
за день несколько десятков километров почти без остановок. Такого рода навыки требовались не только для того, чтобы уйти от погони, но и для передачи важных сообщений. На очень больших расстояниях применялся принцип эстафеты. В спринте индикатором «достаточной»
скорости служила обычная соломенная шляпа. На старте следовало прижать шляпу к груди и, если она оставалась там прижатая потоком встречного воздуха до самого финиша, зачет считался сданным. Бег с препятствиями мог принимать самые разнообразные формы. На трассе ставили барьеры, капканы и ловушки, протягивали веревки в траве, вырывали «волчьи ямы». Юный ниндзя должен был, не прерывая движения, на ходу подметить следы присутствия человека и обогнуть препятствие или перескочить через него.

Для того чтобы передвигаться по территории противника, мало было уметь хорошо бегать — нужно было учиться ходьбе. В зависимости от обстоятельств ниндзя мог использовать один из следующих способов ходьбы: «крадущийся шаг» — мягкое, бесшумное перекатывание с
пятки на носок; «скользящий шаг» — обычный способ перемещения в кэмпо дугообразными движениями стопы; «уплотненный шаг» — перемещение по прямой, носок вплотную прижат к пятке; «прыжковый шаг» — мощные толчки ногами, напоминающие технику «тройного прыжка»; «односторонний шаг» — прыжки на одной ноге; «большой шаг» — нормальный широкий шаг; «малый шаг» — передвижение по принципу «спортивной ходьбы»; «врезка лунок» — ходьба на носках или на пятках; «ходьба вразбивку» — зигзагообразные движения; «обычный шаг»; «ходьба боком» — перемещение «приставным
шагом» или спиной, чтобы помешать погоне определить направление движения.

При групповых операциях на местностях, где хорошо были видны следы, ниндзя чаще всего передвигались гуськом, след в след, скрывая количество людей в отряде. Основными требованиями при ходьбе любым способом были быстрота, экономия сил и контроль дыхания. Важным дополнением к искусству ходьбы было передвижение на высоких, легких ходулях из бамбука — такуэума, которые в случае необходимости можно было изготовить за несколько минут.

Обитатели труднодоступных горных районов, ниндзя были прирожденными альпинистами. Ребенок сызмальства приучался карабкаться по скалам и каменистым осыпям, спускаться в расселины, переправляться через стремнины и бездонные пропасти. Все эти навыки впоследствии должны были помочь лазутчику взбираться на неприступные стены замков и проникать во внутренние покои монастырей. Искусство скалолазания (сака-нобори, или тохэки-дзюцу) было одним из самых сложных предметов в программе обучения ниндзя. Хотя для облегчения подъема существовали некоторые вспомогательные инструменты, считалось, что настоящий мастер должен взбираться по отвесной стене, не прибегая ни к чему более, кроме собственных рук и ног. Секрет заключался в
умении концентрировать силу и жизненную энергию ки в кончиках пальцев. Таким образом, малейший выступ или бугорок на поверхности стены становился падежной точкой опоры. Нащупав хотя бы два-три выступа, ниндзя мог уверенно продолжать путь наверх. Мысленно в это время он устремлялся «в глубь» стены, как бы прилипая телом к каменному массиву. Стены замков, сложенные из
огромных обтесанных глыб, могли считаться неприступными благодаря своей высоте и крутизне, но для тренированного лазутчика преодолеть подобное препятствие со множеством щелей и щербин не составляло особого труда.

В средние века жизнь человека нередко зависела от коня. Вспомним Ричарда III, который на поле боя щедро сулил «королевство за коня». Конь был верным боевым спутником самурая и не раз выручал в беде разведчика. Хотя условия местности в лагерях ниндзя редко позволяли держать коней и передвигались они в основном пешком, самурайское искусство верховой езды (ба-дзюцу) также входило в курс обучения. Вольтижировка ниндзя помимо обычной выездки, скачек с препятствиями и стрельбы с седла предусматривала некоторые акробатические трюки. Юный ниндзя осваивал технику езды под брюхом лошади или свесившись па один бок, так, что стрелы противника были ему не страшны. Он должен был уметь вскакивать на мчавшуюся лошадь, на всем скаку падать из седла, свешиваться на стременах и волочиться по земле, притворяясь убитым. Одним из самых сложных номеров было перескакивание с лошади на лощадь. Еще труднее был прыжок на лошадь с земли, при котором следовало ногой вышибить из седла всадника и занять его место. Кое-чего, правда, ниндзя не умели, например стоять в седле, но это объясняется только отсутствием традиции. Во всяком случае, любой ниндзя в искусстве джигитовки намного превосходил среднего
самурая.

Приблизительно с четырех-пяти лет мальчиков и девочек в лагере ниндзя начинали обучать борьбе без оружия и с оружием — по системе одной из школ дзю-дзюцу, но с обязательным включением акробатических элементов, что давало бойцу явные преимущества в схватке. Кроме того, детей подвергали жестоким и весьма болезненным процедурам с целью добиться свободного расчленения суставов. В результате многолетних упражнений суставная сумка расширялась и ниндзя мог по собственному усмотрению «вынуть» руку из плеча, «отстегнуть» ногу, перевернуть стопу или кисть. Эти странные свойства были неоценимы в тех случаях, когда шпиону приходилось пролезать в узкие отверстия или освобождаться от пут, наложенных каким-нибудь хитроумным способом. Оказавшись в руках преследователей и дав себя связать, ниндзя обычно напрягал все мышцы, чтобы потом ослабить веревку общим расслаблением, «вынимал» руки, чтобы петли соскользнули с плеч. Дальнейшее уже было делом техники. Тем же манером ниндзя мог освободиться
от болевого захвата или замка. В фехтовании расчленение сустава позволяло на несколько сантиметров удлинить руку при ударе.
В некоторых школах добивались также ослабления восприимчивости к боли. Для этого с ранних лет тело обрабатывалось специальным «болевым» массажем, в который входили постукивания и сильные удары, щипки, хлопки, а позже — «накатывание» корпуса, рук и ног при помощи граненой палки. Со временем образовывался тонкий, но прочный мышечный корсет, а болевые ощущенся значительно притуплялись. Естественным сопровождением всего комплекса физического воспитания было общее закаливание организма.
Детей не только приучали ходить в любую погоду почти нагишом, но и заставляли часами сидеть в ледяной струе горной реки, ночевать в снегу, день проводить на палящем солнце, подолгу обходиться без пищи и воды, добывать пропитание в лесу.

Острота чувств доводилась до предела, ибо от правильной и быстрой реакции зависела жизнь. Зрение должно было помогать ниндзя не только выведывать секреты неприятеля, но и благополучно избегать западни. Поскольку разведывательные операции обычно проводились ночью, возникала насущная потребность ориентироваться в темноте. Для развития ночного видения ребенка периодически помещали на несколько дней и даже недель в пещеру,
куда едва пробивался снаружи дневной свет, и заставляли уходить все дальше и дальше от источника света. Иногда применяли свечи и факелы. Постепенно интенсивность света сводилась к минимуму, и ребенок приобретал способность видеть в кромешном мраке. В результате регулярного повторения подобных тренировок эта способность не исчезала, а, наоборот, закреплялась.

Зрительная память развивалась специальными упражнениями на внимательность. Например, на камне раскладывался набор из десяти предметов, прикрытый платком. На несколько секунд платок поднимался, и юный ниндзя должен был без запинки перечислить все увиденные предметы. Постепенно число предметов увеличивалось до нескольких десятков, состав их варьировался, а время демонстрации сокращалось. После нескольких лет такого обучения разведчик мог по памяти восстановить во всех деталях сложную тактическую карту и дословно воспроизвести дюжину страниц единожды прочитанного текста. Наметанный глаз ниндзя безошибочно определял и «фотографировал» рельеф местности, расположение коридоров замка, малейшие изменения в маскировке или поведении часовых.

Слух доводился до такой степени изощренности, что ниндзя не только различал по голосу всех птиц и угадывал в птичьем хоре условный сигнал партнера, но и «понимал язык» насекомых и пресмыкающихся. Так, умолкший хор лягушек на болоте говорил о приближении врага. Громкое жужжание комаров под потолком комнаты свидетельствовало о засаде на чердаке. Приложив ухо к вемле, можно было на огромном расстоянии услышать топот конницы. По звуку камня, брошенного со стены, можно было определить глубину рва и уровень воды с точностью до метра. По дыханию спящих за ширмой можно было точно высчитать их количество, пол и возраст, по звону оружия определить его вид, по свисту стрелы — дистанцию до лучника. И не только это...

Приспосабливаясь к действиям в темноте, ниндзя учились видеть по-кошачьи, но в то же время стремились компенсировать зрение за счет слуха, обоняния и осязания. Кроме того, тренировка, рассчитанная на продолжительную слепоту, призвана была развить и великолепно развивала экстрасенсорные способности. Многолетние упражнения сообщали уху ниндзя собачью чуткость, но его поведение в темноте было связано с целым комплексом слуховых, обонятельных и осязательных ощущений. Ниндзя мог вслепую судить о близости огня по степени теплоты, о соседстве человека — по звуку и запаху. Мельчайшие перемены вентиляционных струй позволяли ему отличить сквозной проход от тупика и большую комнату от каморки. При длительном отключении зрения у человека быстро прогрессировала способность ориентироваться как в пространстве, так и во времени. Ниндзя, не имевший, естественно, часов, орудуя в закрытом помещении, был лишен возможности высчитывать время по звездам. Тем не менее, основываясь на своих ощущениях, он определял, который час, с точностью до нескольких минут. Наиболее талантливые ученики через несколько лет занятий действовали с повязкой на глазах почти так же свободно, как и без нее. Культивируя в себе способности к внушению, они устанавливали порой «телепатический контакт» с невидимым противником, сидящим в засаде, и наносили упреждающий удар точно в цель. В японских домах с обилием раздвижных перегородок из вощеной бумаги и ширм, где глаза далеко не всегда могли поведать о местонахождении врага,— все прочие органы чувств приходили на помощь. Пресловутое «шестое чувство», или «экстремальный разум» (гоку-и), о котором так любили рассуждать теоретики бу-дзюцу, по сути дела являлось производным от имеющихся пяти, а точнее, трех — слуха, осязания и
обоняния. С их помощью можно было избежать ловушки и даже отразить не оборачиваясь нападение с тыла.

Обоняние также говорило ниндзя о присутствии людей или животных, а кроме того, помогало понять расположение покоев замка. Гостиная, спальня, кухня, не говоря уже об отхожем месте, резко различались по запахам. К тому же обоняние, а в равной степени и вкус были незаменимы при некоторых фармацевтических и химических операциях, к которым порой прибегали ниндзя. Физическая подготовка ниндзя продолжалась вплоть до наступления зрелости, которое знаменовалось обрядом посвящения в члены рода. Инициация обычно проводилась, как и в самурайских семьях, в пятнадцать лет, но иногда и раньше. Только став полноправными членами общины, юноши и девушки переходили от стандартного психофизического тренинга к познанию сокровенных таинств духа, заключенных в учении жопахов-ямабуси, в Дзэн и в изощренных методиках йоги.

(продолжение следует...)

_________________
Всё, что не убивает меня, делает меня сильнее (с) Ф.Ницше
Валентин



: 10.12.2008
: 30
: Севастополь

: 15, 2009 5:38 pm     :

ФЕХТОВАНИЕ НИНДЗЯ (часть 2)

Техника Ура-тати Тайся-рю

Сегодня очень немногие слышали что-либо о группе
ниндзя Сагара, которая была сплошь укомплектована
мастерами, владевшими ура-тати — секретным разделом кэн-
дзюцу школы Тайся-рю, вела тайное негласное наблюдение
за деятельностью синоби из элитных подразделений Ига-
гуми и Кога-гуми и наводила ужас на мятежных даймё.
Основателем школы Тайся-рю был Марумэ Ивами-но
ками нюдо Тэссай Фудзивара-но Нагаёси Курандоса,
которого обычно сокращенно именуют Марумэ Курандо. По
рассказам, он уже в раннем детстве проявил талант к
фехтованию. В 16 лет он поступил в обучение к Амакуса Ито-
но ками, хозяину замка Амакуса-дзё. Через два года он
познакомился с одним из величайших мастеров меча в
японской истории Камиидзуми Исэ-но ками Нобуцуной
и стал его учеником. Благодаря своим природным
задаткам, Марумэ очень быстро постигал премудрости боевого
искусства Синкагэ-рю. Именно он ассистировал
Камиидзуми Исэ-но ками во время демонстрации его техники
фехтования перед сегуном Асикага. После этих
показательных выступлений искусство Камиидзуми было
оценено как «несравненное», а мастерство Марумэ
Курандо — как «величайшая драгоценность Японии».

В напряженнейших тренировках прошли пять лет, и в
1567 г. Курандо получил от своего наставника полную
мастерскую лицензию (мэнкё кайдэн) по школе
Синкагэ-рю. После этого он вернулся в свою родную
провинцию Хиго (современная префектура Кумамото).
Марумэ Курандо соединил полученные от своих
учителей знания с магией божества Мариситэн, уходящей
своими корнями в Индию, и основал собственную школу бу-
дзюцу Синкагэ тайся-рю, которая, как говорят, «вобрала
в себя воинский путь, истоки которого уходят в глубочай-
шую древность, в век богов Идзанаги и Идзанами».
Несколько позднее у Марумэ появилась возможность
глубоко познакомиться с китайским ушу, и оценив его по
достоинству, он ввел многие китайские элементы в свою
школу, которая в итоге получила название Тайся-рю.
Главным же секретом этой школы стала техника «скрытого
меча» — ура-тати.

После возвращения на родину в Хиго Курандо
поступил на службу к господину замка Дзинся-дзё князю Сагара
Ёситэру. Служба его проходила поначалу не очень удачно.
Когда в 1569 г. разразилась война между Сагара и
могущественным кланом Симадзу, Марумэ, возглавивший армию
Сагара, потерпел жестокое поражение от Симадзу Иэхи-
сы. После этого он впал в немилость у Сагары Ёситэру.
Причем этот период неудач и гонений затянулся на целых
15 лет! Однако именно в этот период «немилости»
Марумэ разработал свою школу Тайся-рю (включая технику
ура-тати) и подготовил особый диверсионный отряд
Сагара синоби-гун.

После прихода к власти Сагары Нагауми Курандо обрел
возможность вернуться из «изгнания» и сразу получил
жалование в 150 коку— сумма довольно внушительная.
После его смерти на протяжении нескольких
поколений властителей Сагара главным наставником по боевым
искусствам в их владениях был лучший ученик и
любимец Марумэ Курандо китаец Дэн Ринбо (кит. Чжуань
Линьфан) Ёриясу. Дэн Ринбо сам являлся мастером ушу,
но своего учителя он ставил выше себя и всех других
мастеров. Именно Дэн Ринбо стал первым командиром
отряда «спецназа» ниндзя Сагара и начальником всей
службы шпионажа этого клана.

«Советник» Дэн на поприще шпионажа развил
невероятно бурную деятельность. Он создал по всей стране
огромную разведывательную сеть, позволявшую быть в курсе всех событий. В нее вошли синоби из Сайга,
разгромленные Одой Нобунагой, бывшие сохэи монастыря Нэгоро-
дзи, сожженного дотла Тоётоми Хидэёси, ямабуси из Ку-
мано и других районов. В связи с этим возникает несколько
вопросов. Во-первых, как удалось китайцу Дэн Ринбо
создать столь обширную сеть шпионов?
До поступления в ученики к Марумэ Курандо Дэн
Ринбо был членом одной из шаек японских пиратов вако. В
этом ничего странного нет, так как современные
исследования показали, что эти шайки более чем наполовину
состояли из китайцев. Приехав в Японию, Дэн вместе с
группой своих «коллег» обосновался в пещере на острове
Авадзи — старинном логове пиратов. Во время своей
грабительской деятельности китаец успел перезнакомиться со
многими пиратами и разбойниками Японского
внутреннего моря: «морской армией» Мураками, шайками района
Амакуса и т.д., а также с местными сюгэндзя, через
которых он получил возможность добывать необходимые
сведения.
Второй законный вопрос: зачем нужна была княжеству
Сагара, запрятанному глубоко в горах Кюсю, такая
шпионская сеть? Дело в том, что сёгунское правительство То-
кугава поручило князю Сагара контролировать тайную
торговлю с зарубежными странами, к которой нет-нет да
прибегали различные феодалы в обход строжайшего
запрета военных правителей из дома Токугава на всякие
сношения с заграницей.
В награду за свою работу князь Сагара получил
земельные владения в районе Амакуса, где прежде находились
вотчины императора. Вместе с его управляющим туда
переехало большое число бойцов из Тайся-рю. На склоне лет
Марумэ Курандо вел неторопливую, размеренную жизнь,
работал в поле. Рассказывают, что заняться сельским
хозяйством его вынудила нехватка продовольствия, вызван-
ная большим притоком воинов из разных провинций,
жаждавших овладеть техникой Тайся-рю.
Деятельность самураев Сагара не ограничивалась
только борьбой с контрабандистами и пиратами,
стремившимися наладить торговлю с заграницей в обход
официальных запретов и благодаря этому заработать баснословные
барыши. По совету Марумэ Курандо, Дэн Ринбо
сформировал десять «командирских» групп, в которые вошли
все обладатели мастерских лицензий по Тайся-рю,
родственники Марумэ и его ближайших соратников, в
верности которых не было ни малейшего сомнения.
Интересно, что названия этих групп были заимствованы из
«технического каталога» (мокуроку), врученного Ками-
идзуми Исэ-но ками своему ученику Курандо: Эмпи
(«Полет ласточки»), Сару-маваси («Поворот обезьяны»),
Коран («Буйство тигра»), Дзюттэ («Десять рук»), «Яма-
кагэ» («Горная тень») и т.д. Эти «тюнины»
сформировали десять групп «гэнинов», по 16 человек в каждой,
которые направлялись в разные районы страны для ведения
шпионской работы.
Половина «тюнинов» обеспечивала охрану князя
Сагара во время его обязательных посещений Эдо. Так как
эти «телохранители» были прекрасно знакомы с
официальным этикетом и обладали блестящей
проницательностью, 24 человека их взяли для службы в замок Эдо в
качестве охранников сегуна.

Факт привлечения чужаков для охраны властителя
страны вызвал зависть и злобу со стороны ниндзя-телохрани-
телей из Ига и Кога, усмотревших в нем оскорбление
недоверием к их мастерству. По легенде, чтобы подорвать
авторитет отряда Сагара воины Ига-моно под началом Хат-
тори Хандзо Масанари, сына великого ниндзя Хаттори
Хандзо Масасигэ, устроили им западню. Во время
очередного приезда князя Сагара в Эдо 16 ниндзя из Ига напали
на него на лесной дороге неподалеку от станции Мисима-
ядо и заставы Хаконэ. Однако попытка убийства
властителя Сагара окончилась полным провалом: ниндзя Сагара
из отрядов Сару-маваси-гуми и Ямакагэ-гуми перебили
их всех до единого при помощи секретной техники
фехтования ура-тати.

После этого инцидента Масанари, по легенде,
поссорившийся с сегуном, пошел на новую хитрость,
организовав нападение на самого Токугава Иэясу (это предание
имеет хождение среди жителей Сагара, но у автора есть
основания не доверять ему), однако и на этот раз у его
ниндзя ничего не вышло. На сей раз надежно сработал
отряд Эмпи-гуми, командир которого, в конце концов,
даже вынудил Хаттори Хандзо Масанари написать
объяснительную записку по поводу инцидента.
После этих инцидентов, продемонстрировавших
превосходную подготовку ниндзя Сагара, они получили от
сёгунского правительства (бакуфу) задание осуществлять
надзор за деятельностью других групп шпионов и
выполняли эти обязанности до самой буржуазной революции
Мэйдзи.



Что же представляла собой секретная техника
фехтования ура-тати? Источники называют ее техникой «меча
соединенных воедино трех тел» (сансин иттай-но кэн).
Имеется в виду, что ниндзя Сагара постоянно действовали
тройками и практиковали групповые атаки, защититься от
которых у противника-одиночки не было практически
никакой возможности.
Аналогичную технику использовали фехтовальщики школы Тэн-
нэн Рисин-рю.

Последователи ура-тати овладевали техникой боя не
только с мечом, но и с парой коротких мечей (сёто),
боевых серпов, коротких копий (тэяри). Они изучали технику
метания сюрикэнов, фехтование алебардой, плавание и
верховую езду, а также китайское кэмпо, привнесенное лично
Дэн Ринбо (например, в технике ура-тати удары мечом
сочетаются с разнообразными ударами ногами). При этом,
каким бы оружием не были вооружены эти ниндзя, они
должны были уметь согласованно действовать в тройке,
разя с разных углов, в разной последовательности, на
разных уровнях. Все манипуляции холодным оружием
сопровождались бросками ослепляющего порошка-мэцубу-
си по глазам противника.

_________________
Всё, что не убивает меня, делает меня сильнее (с) Ф.Ницше
Валентин



: 10.12.2008
: 30
: Севастополь

: 12, 2009 7:58 pm     :

Приемы метания сюрикэнов

В дошедших до наших дней рю, в программу обучения
которых включено сюрикэн-дзюцу — Катори Синто-рю,
Нэгиси-рю и др., используются самые различные способы
метания сюрикэнов. Броски выполняют из разных
позиций, по разным траекториям.
В технике метания бодзё-сюрикэн различают бросок с
полуоборотом (ханкайтэн-дахо) и бросок без оборота (тёку-
дахо). При броске вращение вокруг поперечной оси
стараются свести к минимуму. Хорошо сбалансированный
бодзё-сюрикэн летит почти по прямолинейной траектории.
Проще всего вонзить в цель сюрикэн, заточенный с обоих
концов.



Сякэны же метали, как правило, сериями, очень
быстро, один за другим. Бросают их обязательно «с
подкруткой», что обеспечивается смещением захвата к периферии
снаряда и «щелчковым» движением кисти. Благодаря
вращению, полет пластины становится более устойчивым, а
при горизонтальном броске пластина своей плоскостью
опирается на воздух (эффект крыла), что значительно
увеличивает дальность и точность броска.



Однако Нава Юмио отмечает, что в старинных
наставлениях по нин-дзюцу мы нигде не найдем описаний способов
метания сюрикэнов. Вероятно, этот факт можно истолковать
двояко. С одной стороны, сюрикэны могли считаться
секретным оружием, и в таком случае ученик получал наставления
об их использовании только из уст своего наставника.
Однако, учитывая широкое распространение сюрикэнов среди
японских воинов, это представляется маловероятным. Скорее,
способы метания лезвия попросту не были кодифицированы, и
каждый боец вырабатывал собственные способы бросков.
Ниндзя должен был научиться метать сюрикэны из
любого положения — стоя, сидя на коленях, лежа, на бегу, под
любым углом, правой и левой руками, по разным
траекториям, с выхватыванием из разных мест — из-за отворота курт-
ки, из-за пояса, из нарукавников или обмоток и т.д.
Например, в Катори Синто-рю в разделе сюрикэн-дзюцу изучают 7
базовых способов метания (омотэ-но сюрикэн), 8 способов
средней сложности («гогё-но сюрикэн» — «сюрикэны 5
первоэлементов») и 9 секретных способов (гокуи-но сюрикэн).
В качестве основных способов метания сюрикэнов
можно назвать следующие.



Тодзи-но ката — метание сюрикэна рукой, разноименной
впереди стоящей ноге, вертикальным движением сверху вниз;
Хон-ути — метание сюрикэна рукой, одноименной
впереди стоящей ноге, вертикальным движением сверху вниз;
Ёко-ути — метание сюрикэна рукой, одноименной
впереди стоящей ноге, горизонтальным движением;
Гяку-ути — метание сюрикэна рукой, одноименной
впереди стоящей ноге, вертикальным движением снизу вверх;
Дза-ути — метание сюрикэна вертикальным
движением сверху вниз в положении сидя на коленях (сэйдза);
Хандза тодзи-но ката — тодзи-но ката в положении на
одном колене;
Хандза хон-ути — хон-ути в положении на одном колене;
Хандза ёко-ути — ёко-ути в положении на одном колене;
Хандза гяку-ути — гяку-ути в положении на одном колене.

Более сложные и специфические варианты метания сю-
рикэнов включают следующие приемы.



Нэ-ути — метание сюрикэнов в положении лежа;
Дзюдзи-ути — одновременное метание двух сюрикэнов
в две стороны, при котором правая рука выполняет бросок
вертикальным движением сверху вниз в форме тодзи-но
ката, а левая бросок ёко-ути;
Онкэн-ути («потайное лезвие») — метание сюрикэнов
с мгновенным выхватыванием из потайных кармашков;
Интю-ути («[бросок, оставаясь] в тени») — бросок в
кромешной тьме из положения лежа ничком на земле с
мгновенным вставанием и последующей сменой позиции;
Хая-ути («быстрое метание») — способ метания, при
котором сюрикэны бросают один за другим правой рукой, а
большой палец левой руки, сжимающей несколько лезвий,
движением, напоминающим выдвигание карты из колоды,
один за другим подает «снаряды».
Сюрикэны совсем не обязательно метали по одному.
Известны способы метания одновременно двух и трех сякэн.
Благодаря одному такому броску ниндзя мог разом
оставить своего преследователя без обоих глаз, ранить обе ноги.
На какой же дистанции сюрикэн действительно опасен?
Нава Юмио указывает, что дальность эффективного огня из
японского фитильного ружья — около 55 метров, из лука —
около 30 метров. Бодзё-сюрикэн можно прицельно метать
на дистанции в 7—8 метров, а сякэн — 12—16 метров. О
скорости метания сюрикэнов рассказывает следующая
пословица, имевшая хождение среди последователей бу-дзюцу:
«икки гокэн» — «один вдох-выдох, пять ножей», а согласно
Наве Юмио, пять сякэнов бросают за 10—20 секунд.
При этом дистанция боя с противником, вооруженным
копьем, алебардой или кусари-гамой, составляет около 5 с
половиной метров. Дистанцию в 12—15 метров противник
пробегал за каких-нибудь 2—3 секунды. Будучи вооружен
копьем, он выходил на удобную для себя дистанцию и того
быстрее. Следовательно, у бойца вооруженного сякэном или
бодзё-сюрикэном при лобовом столкновении времени
хватало лишь на один, максимум два броска в стремительно
набегающую цель. В такой ситуации вряд ли можно вести
эффективный прицельный огонь. Скорее бросок сюрикэна
преследовал цель напугать противника, задержать, отвлечь
его внимание. Затем надо было переходить к бою на
стандартном оружии, каковым чаще всего являлся меч.
Поэтому во всех школах, включавших раздел сюрикэн-дзюцу,
изучались способы метания с последующими ударами
мгновенно выхваченным мечом.
Мишенями при метании сюрикэнов были глаза, точка
между глаз (микэн), виски (комэками), дыхательное
горло, область сердца, различные уязвимые места на руках и
ногах (как правило те, где артерия проходит неглубоко) и
другие. Так как главные мишени находятся на лице,
метание сюрикэнов отрабатывали на круглой мишени
диаметром около 24 см. Считается, что именно таково сред-
нее расстояние от точки микэн до яремной ямки.
Впрочем, сами ниндзя называли сюрикэн-дзюцу «искусством,
не превышающим третьей части» (самбука-но дзюцу), имея
в виду, что попадание в мишень хотя бы одного сюрикэна
из трех уже является успехом. Поэтому умение в
мгновение ока осыпать область мишени градом сюрикэнов
ставилось выше умения попасть сто раз из ста. Кроме того,
ставка делалась и на яд, покрывавший лезвие.
Сюрикэны использовали не только для нанесения
урона живой силе врага. Ниндзя прорезали ими стены,
загородки и ширмы, поддевали гвозди, просверливали
дырочки для наблюдения, взламывали замки, использовали как
подножки при лазании по деревьям и стенам и т.д. и т.п.
В рамках каждой из крупных традиций нин-дзюцу—
Ига-рю, Кога-рю и Нэгоро-рю — сложились одноименные
школы сюрикэн-дзюцу, но мы не располагаем о них
практически никакой конкретной информацией.

_________________
Всё, что не убивает меня, делает меня сильнее (с) Ф.Ницше
:   
           forum.sevhwarang.com.ua -> Ниндзя - призрачные тени : GMT + 2
1 1

 
 





You cannot attach files in this forum
You cannot download files in this forum




Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
phpBB