forum.sevhwarang.com.ua forum.sevhwarang.com.ua
Форум клуба "Хваранг"
 
 FAQFAQ             
            

Психотехнологиии в боевых исскуствах

 
           forum.sevhwarang.com.ua -> Психология в боевых искусствах
::  
Светлана



: 17.02.2009
: 6
: Севастополь

: 20, 2009 10:38 pm     : Психотехнологиии в боевых исскуствах

ВСЕМ:практическое упражнение на развитие осознанности Exclamation
Ошо-Развитие осознанности восприятия
зеркало 1 depositfiles

_________________
MAKTUB
    e-mail
Светлана



: 17.02.2009
: 6
: Севастополь

: 24, 2009 11:51 pm     : Re: Психотехнологиии в боевых исскуствах

Состояние боевой пассивной концентрации.

Процесс достижения состояния боевой пассивной концентрации можно разделить на два этапа: Концентрацию и Медитацию.
Этап концентрации представляет собой упражнения в однонаправленности мысли, которые предшествуют медитации.
Цель концентрации четкое фокусирование внимания на одном выбранном предмете или идее, исключая любой другой объект.
Поэтому для развития полной целенаправленности мысли на данный объект необходимы напряженно и тщательно выполняемые упражнения.
Концентрация не требует специального времени, места или позы для своего выполнения. Упражнения по концентрации соответствуют азам обучения базовой технике каратэ: только когда движение руки или ноги концентрируется волевым усилием, можно эффективно развивать навыки исполнения технических действий.
Поскольку мысль является основой и началом любого осмысленного действия, управление мыслью усиливает управление физическими действиями. Меньше расходуется энергии на бесполезные движения и перемещения, следовательно, боеспособность сохраняется более продолжительное время. Ум, эмоции и действие начинают функционировать как одно целое, и расход энергии на тревожность заменяется спокойной целенаправленностью, позволяющей устранить причины тревожности и более эффективно вести боевые действия.
Не существует единого для всех метода концентрации. Как сказано: «Дорог много, цель одна». Поскольку основная цель концентрации научиться фокусировать внимание на чем-либо и удерживать его волевым усилием, значит, чем проще цель или объект, тем более интенсивной будет на нем концентрация. Концентрироваться можно на физическом объекте, на отсчете дыхания, на наблюдении за мыслями, на образовании ментальных визуальных образов, на цвете, на Тандене и др.

Примерные упражнения различных типов концентрации.

1. На физическом объекте.
Разместите объект (спичечный коробок) на 1 1,5 метра от себя и сознательно сконцентрируйтесь на нем. Вначале размышляйте о ачествах и свойствах коробка: цвете, форме, материале, пропорциях. Затем перейдите к размышлениям «о коробке». В сознании должен остаться только один объект коробок. Эту часть концентрации
необходимо выполнять в течение трех минут. Все сознание должно быть заполнено только коробком. Участие в данном процессе концентрации принимает только зрение.
От всех внешних раздражителей (шум, движение, свет) необходимо «отключиться».
Это умение является полезным и необходимым и в повседневной жизни, когда нужно с первого взгляда запомнить максимальную информацию об объекте и затем описать его.

2.На дыхании.
Дыхание должно быть полным и глубоким, поскольку оно является основой жизни человека.
При выполнении этого упражнения тело должно нахохлиться в добном и, следовательно, в расслабленном положении. Существует много методов дыхания, однако для концентрации подходящим является дзэнский метод.
Вдох и выдох необходимо делать глубоко и медленно через нос. При вдохе живот втягивается, а грудь выпячивается, опускаядиафрагму.
Внимание следует обращать именно на выдох, который должен быть значительно медленнее, а значит, и длиннее вдоха. Выдох и давление вниз продлевается так долго, что вдох является рефлекторным продолжением выдоха.
Начните отсчитывать вдохи и выдохи, не думая ни о чем, кроме отсчета. Вдох и выдох считаются за единицу отсчета (один цикл).
Следует отсчитать тридцать раз по десять дыхательных циклов. В процессе отсчета не должно появляться никаких посторонних мыслей.
На начальной стадии достаточным отсчетом будет 5 раз по 10 дыхательных циклов.
Дыхание проводится с полной концентрацией и должно быть медленным и глубоким.

3. На цвете.
Поле ментального зрения следует заполнить каким-либо одним цветом, а затем сознательным усилием постепенно менять этот цвет на другой, последовательно проходя все оттенки и полутона.
Например, надо перейти от голубого цвета к желтому. Закройте глаза и представьте только чистый голубой цвет. Затем постепенно заполняйте голубой цвет желтым, чтобы равномерно по всему полю начал появляться зеленовато-голубой цвет. Продолжайте переводить поле в зеленый цвет, пока оно не станет ярко-зеленым.
Начните постепенно переводить зеленый цвет сначала в зелено-желтый и далее, через все оттенки, в чистый и яркий желтый цвет без пятен или примесей голубого или другого цвета. Затем можно при желании провести этот процесс в обратном направлении через зеленый к голубому цвету.
Следует помнить, что при появлении в поле зрения любого постороннего объекта или цвета все нужно начинать сначала.

Между методами концентрации и медитации нет резкого разграничения. Но в концентрации отдается полный отчет о ментальных усилиях и выборе способа концентрации. В медитации после выбора объекта и фокусирования на нем внимания последнее должно оставаться в постоянно неизменном состоянии до тех пор, пока оно (внимание) не будет перенаправлено волевым усилием на другой объект.
Концентрация является полезной в повседневной жизни, но не имеет морального или духовного значения.
Медитация же приводит сознание в такое состояние, когда важной является только духовная точка зрения, конкретная цель.
При концентрации конкретный ум зафиксирован на каком-либо объекте.
При медитации сознание поднимается до уровня конкретного ума, а объект до абстрактного представления о свойствах предмета.
В концентрации интеллект учится функционировать без препятствий со стороны чувств.
В медитации интуитивный ум учится подниматься выше интеллекта.
Одной из целей медитации в практике боевых исскуств является победа над страхом и нервным напряжением перед экстремальной ситуацией, боем, приведение сознания в спокойное уравновешенное состояние («Сознание как вода» и «Сознание как луна») для реальной оценки стрессовой ситуации и принятие правильных и своевременных решений, которые проявляются в предвидении действий противника и выполнении адекватных контрдействий и перемещений.
В жизни каждого ученика наступает время, когда происходят изменения конкретные, но трудно поддающиеся описанию. Новое состояние приходит внезапно, и медитирующий обнаруживает себя в беспредельном безмолвии. Возникает ощущение скрытой мощи, внутреннего равновесия. Это новое чувство является следующим звеном между работой сознания и интуицией. Интуиция не дает информацию, которую можно анализировать, она дает способность подсознательно самореализоваться. Вначале эта способность проявляется отдельными вспышками, краткими по продолжительности, но постепенно эти моменты становятся продолжительнее по времени и учащаются, пока не превращаются в постоянную способность осуществляться.
Доктор Т. Судзуки сказал: «Сатори (состояние измененного сознания, состояние боевой пассивной концентрации, транс) это интуитивное прозрение в природу вещей в противоположность аналитическому или логическому пониманию».
На языке психологии Сатори означает слияние различных частей бессознательной, сознательной и сверхсознательной в сознательное единство.
Основным результатом интуитивной деятельности является то, что нет необходимости делать сознательный выбор между двумя возможностями. Теперь ученик делает только правильный выбор, поскольку интуитивность стала его неотъемлемым качеством.
О естественной, спонтанной реакции организма на опасность в работе «Дээн и искусство фехтования» (Письмо Такуана) говорится следующее:«Самым важным элементом в искусстве фехтования, как и в самом Дээн, является то, что можно назвать «невмешательством разума».
... например, когда противник пытается напасть на вас, ваши глаза сразу же ловят движение его меча ивы можете попытаться следовать за ним. На как только это случится, вы перестанете владеть собой и несомненно потерпите поражение. Это называется «остановкой разума». Как только разум «останавливается» на каком бы то ни было объекте, будь то меч противника или ваш собственный, сам атакующий или его действия, вы теряете контроль над собой и становитесь жертвой вражеского меча».
Но есть другой способ отражения атаки. Допустим, на вас напало десять человек и каждый пытается нанести вам удар мечом. Отразив атаку одного, вы сразу же переходите к отражению атаки следующего, не позволяя своему разуму «остановиться» на ком-либо из противников. Как бы быстро ни следовал один удар меча за другим... вы последовательно разделаетесь со всеми противниками поочередно.
Это возможно только в том случае, когда разум без интервалов и остановок движется от одного объекта к другому, когда ничто его не останавливает и не отвлекает.
Если между двумя действиями существует интервал толщиной хоть в волосок это уже задержка, то есть «остановка разума».
Когда хлопаешь в ладоши, звук раздается без задержки. Между хлопком и звуком нет никакого интервала. Если вы волнуетесь и раздумываете, что делать, когда противник готов напасть, в его распоряжении есть время и возможность нанести смертельный удар. Если же ваша защита следует за его атакой без малейшего интервала, тогда не будет двух отдельных действий, известных под названием «атака» и «защита». Ваша мгновенно-непосредственная реакция приведет к неминуемому поражению агрессора.
Другими словами это можно выразить следующим образом: не медлить ни доли секунды. Нужно не пытаться сосредоточить разум в каком-либо месте, а позволить ему заполнить все тело... Локализация разума означает его замораживание. Когда он прекращает двигаться свободно куда нужно, это уже не разум в своем естестве.
Отсутствие локализации разума есть вершина духовной тренировки. Когда он нигде - он везде.

Таким образом, при помощи концентрации и медитации можно ввести себя в состояние боевой пассивной концентрации. В идеале это означает, что перед боем спортсмен собран и хладнокровен. Мышцы тела расслаблены. Лицо не выражает никаких эмоций, дыхание спокойное, взгляд внимателен, внимание сконцентрировано на бое.
В процессе боя перемещения мягкие, легкие и быстрые. Боевая дистанция и стойка соответствуют моменту боя. Атакующие действия выполняются на максимальной скорости. Серии и одиночные удары имеют взрывной характер, резкие и хлесткие. Вид применяемой защиты адекватен ударам противника. Защиты выполняются мягко или жестко, в зависимости от необходимости, но четко и вовремя. Координация и пластика движений, техническое выполнение ударов и защит близки к теоретическим. Действия противника правильно прогнозируются и опережаются с развитием собственной контратаки.
Подобное ведение боя уже не мастерство, это Искусство.

_________________
MAKTUB


: Светлана ( 05, 2009 11:00 pm), 12 ()
    e-mail
Светлана



: 17.02.2009
: 6
: Севастополь

: 01, 2009 11:45 pm     : Дыхание как способ психорегулирования.

ДЫХАНИЕ КАК СПОСОБ ПСИХОРЕГУЛИРОВАНИЯ.

В боевых искусствах дыхание играет не только чисто физиологическую функцию, обеспечивая мышцы необходимым количеством кислорода при конкретной нагрузке и выводя "шлаки" из организма, но и функцию психорегулирования.
Кроме того, что общие дыхательные упражнения являются подготовительными при обучении концентрации и медитации, они также формируют правильное дыханию в бою.
Правильное дыхание позволит быстро войти в боевой ритм либо, наоборот, успокоиться при чрезмерном напряжении, подготовить рганизм к предстоящим нагрузкам или отдохнуть после работы, расслабиться, восстановить спокойное течение мыслей, снять апряжение, раздражение или волнение, преодолеть состояние
апатии и разбитости, т.е. получаете контроль над своими эмоциями,что в поединке очень важно.
Разнообразные дыхательные упражнения в боевых искусствах направлены, в основном, на овладение контролем дыхания, чтобы потом координировать его с различными движениями. С точки зрения физиологии известно, что при выдохе происходит сокращение мышц, а при вдохе – их расслабление. Поэтому все движения в боевых
искусствах (удары, блоки, броски, передвижения) выполняются на выдохе, т.е. ритм дыханияопределяет ритм движений : продолжительное дыхание — длинное, растянутое дижение;
короткое дыхание — сильное, резкое и быстрое движение.
При этом правильное дыхание оказывает воздействие на подсознательные процессы, и ваш противник сразу же почувствует на подсознательном уровне нечто, что некоторым образом изменит его намерения или ограничит вариативность поведения, давая шанс на победу.
В традиционных школах вдох выполняется носом, а выдох – ртом. Почему не на оборот? Когда мы дышим носом, воздух раздражает важнейшие рецепторы слизистой полости носа, что стимулирует головной мозг и все внутренние органы к нормальной деятельности. Организм начинает активнее насыщаться кислородом. В этот момент мы очень тонко изучаем внешнюю среду, вдыхая ее. Мозг сравнивает новую информацию с нашим прошлым опытом, раскладывает все "по полочкам", делает нас опытнее, увеличивая кладовую нашей интуиции.
Общие дыхательные упражнения оказывают на организм очень разнообразное воздействие: укрепляют и оздоравливают органы дыхания, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы, нормализуют кровяное давление. Положительно влияют они и на нервную систему: улучшают настроение, снимают чувство тревоги и апатии, стабилизируют психоэмоциональное состояние в целом.

Основой общих упражнений является полное дыхание, которое состоит из нижнего (брюшного или диафрагмального), среднего и верхнего видов дыхания. Дыхание также делится на "утреннее" и "вечернее". Известно, что фаза вдоха является мобилизирующей, а фаза выдоха – успокаивающей. Следовательно, если надо успокоиться, то используют "вечернее" дыхание: короткий энергичный вдох и удлиненный выдох, а затем задержка дыхания (вдох – на 4 счета, выдох – на 6, пауза – на 2). Для мобилизации
строится дыхание по "утреннему" типу: растягиваем вдох, делаем паузу, резкий короткий выдох (вдох – на 6 счета, пауза – на 2, выдох – на 4).

Учитесь сосредотачивать внимание на каждом акте дыхания.
На вдохе представляют, как энергия устремляется в легкие.
На паузе, после вдоха, она как бы распространяется по всему организму к каждой клеточке, к каждому органу. На выдохе представляют, как из организма с потоком воздуха выходят все "шлаки" и недуги.

Специальные дыхательные упражнения в боевых искусствах выполняются с целью повышения готовности к разнообразным ситуациям, возникающим в ходе боя, или снижения негативных последствий таких ситуаций. Для этого используются специальные дыхательные системы: жесткое дыхание ибуки и восстанавливающее дыхание ногарэ.

Ибуки имеет две фазы:

1. Вдох, который выполняется через нос и быстро (0,5-1,0 с), и выдох, который выполняется через рот и медленно (около 5 с) с большим напряжением мышц всего тела. При этом прижимают язык к нёбу и подтягивают анус вверх (таким образом, замыкаются переднесрединный и заднесрединный меридианы).

2. Выдох в ибуки мощный, аналогичный крику, но не переходящий в него и представляющий собой нечто среднее между сильным шипением и хрипом. Вначале его можно выполнять тихо, постепенно усиливая мощь (голосовые связки в этом звуке не участвуют).

Ибуки легче выполнять стоя, ноги на ширине плеч. На быстром вдохе свободные руки поднимите к подмышкам ладонями вверх.
С медленным выдохом руки опустите вдоль тела ладонями вниз.

Другая специальная система дыхания носит название ногарэ ("течение"). Она отличается от ибуки бесшумным выдохом (тоже через рот) в сочетании с полным расслаблением тела "ногарэ-1". Выполнение ногарэ несколько раз подряд позволяет быстро насытить организм кислородом и восстановить психическое равновесие.

При "ногарэ-2" (стабилизирующем варианте дыхания), смысл которого состоит в контролируемом замедлении пульса после физической или психической нагрузки.
После быстрого вдоха через нос дыхание задерживается на 4-5 секунд (в этот момент руки с напряжением выпрямляют пальцами вперед), а затем на бесшумном выдохе следует фаза общего расслабления - руки как бы беспомощно разводят в стороны и опускают к бедрам.

1. При необходимости постепенного перехода от состояния покоя к готовности к действию необходимо последовательно выполнить 3-5 дыханий ногарэ-1 и 2-3 дыхания ибуки.

2. При необходимости мгновенной мобилизации к действиям или для быстрого снятия высокого психоэмоционального напряжения необходимо выполнить 3-5 дыхательных циклов ибуки. Этот же прием помогает восстановить дыхание при его сбое после удара, например, в солнечное сплетение (так называемая самореанимация для выхода из полуобморочного состояния, состояния опьянения, при необходимости включения резервных возможностей организма в стрессовых ситуациях и т.д.).

3. Для ускорения восстановления работоспособности после тяжелого поединка или изнурительной тренировки надо последовательно выполнить целый комплекс различных дыхательных упражнений:

- 3-5 циклов дыханий ногарэ-1 для усиленной вентиляции легких, восстановления нормального дыхательного ритма и снятия одышки;

- 3-5 дыхательных циклов ногарэ-2 для стабилизации дыхания, при этом необходимо в паузах перед выдохом направить внимание на замедление пульса;

- 3-5 возбуждающих и мобилизующих дыхательных циклов ибуки.

_________________
MAKTUB
    e-mail
:   
           forum.sevhwarang.com.ua -> Психология в боевых искусствах : GMT + 2
1 1

 
 





You cannot attach files in this forum
You cannot download files in this forum




Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
phpBB