Список форумов forum.sevhwarang.com.ua forum.sevhwarang.com.ua
Форум клуба "Хваранг"
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Немного из теории и кое-что из практики.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов forum.sevhwarang.com.ua -> Психология в боевых искусствах
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Женечка



Зарегистрирован: 19.09.2008
Сообщения: 33
Откуда: Sevas.

СообщениеДобавлено: Ср Фев 25, 2009 6:27 pm    Заголовок сообщения: Немного из теории и кое-что из практики. Ответить с цитатой

Мотивация в спортивной деятельности

Наверное, каждому из вас, как и мне, хотя бы раз, задавали вопрос: «почему вы занимаетесь боевыми искусствами?» Ответишь что ни будь сходу, чтоб отстали, а сам задумаешься – действительно, и почему же. Что движет нами, какие мысли, желания, потребности, мотивы?Для чего и почему мы приходим в секции, почему не бросаем занятия, почему стремимся к знаниям, повышению квалификации, наградам.
Попробуем разобраться.
Итак, почему? Каков мотив и что такое мотивация вообще?
Термин «мотивация» в психологии спорта употребляется в широком и узком значении. В широком смысле он означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях. В более узком смысле исследование мотивов предполагает подробный анализ причин, объясняющих, почему люди предпочитают один вид деятельности другому, почему при решении определенных задач они действуют с достаточной интенсивностью.
Начнем с того, что боевыми искусствами называют не только системы ведения боя, но и принципы, определенную философию,психологию,образ жизни, которые долгие годы вырабатывались в процессе обучения этим искусствам.
В секции боевых искусств приходят разные люди, с различными физическими и психическими данными. В этой связи интересно разобраться, что заставляет людей разных возрастных и социальных групп тратить свое время на занятия боевыми искусствами.
Из анализа опроса занимающихся, можно сделать вывод, что простыми мотивациями являются нижеперечисленные, лежащие на поверхности причины: умение защищаться, умение нападать, повышение квалификации (для сотрудника спецслужб и органов),популярность и признание через достижение спортивных успехов, одна из форм самосовершенствования.
В биографиях же многих известных мастеров восточных боевых искусств в начале их жизненного пути, мы можем наблюдать разной степени выраженности психофизическую или социальную неустроенность (криминогенность района проживания, последний ребенок в семье, отсутствие родительского воспитания или родителей, физические недостатки и т.п.).
Так может быть, благополучному, здоровому, полностью довольному жизнью человеку боевые искусства, а тем более боевые системы, попросту не нужны. Он скорее займется каким-нибудь менее трудным, более обычным и не требующим столько усилий делом, близким к развлечению, например, игрой в гольф, теннис и т.д.
А поскольку боевые искусства, особенно восточные, требуют от ученика напряжения всех его духовных и физических сил, огромного трудолюбия, терпения и целеустремленности, вдумчивости, неудивительно, что любители развлечений долго не задерживаются в группах по изучению восточных боевых искусств, зато очень любят поговорить о том, как они в них занимались и, естественно, были лучшими.
Если же занимающийся собирается достичь серьезных успехов, он должен понимать, что без внутренней дисциплины в боевых искусствах невозможно дойти до действительно высокого уровня. Когда ученик убедится в этом на собственном опыте, стремление к успеху в занятиях может стать серьезной мотивацией для исправления недостатков своего характера.
Вот почему становление спортсмена невозможно без целенаправленного формирования мотивов спортивной деятельности.
На формирование мотивации накладывают отпечаток индивидуально-типологические свойства(темперамент, характер, способности, и т.д.), социальные условия(материальное положение, полная-неполная и т.д.) семья и ценностные ориентации, уровень развития психофизических функций.
В мотивации поведения в спортивной деятельности следует выделять устойчивые свойства(которые уже сформировались) и динамические особенности(которые еще будут изменяться).
Мотивы могут быть различного характера: индивидуалистского, эгоистического, материального, духовного.
Некоторые мотивы возникают из внешних по отношению к индивиду или задаче источникам. К ним относятся различные формы явного и косвенного социального поощрения (одобрение, похвала), а также более ощутимые признаки успеха – денежные вознаграждения, подарки. Другими источниками мотивации могут быть особенности психики данной личности, личная потребность в успехе, признании, общении и т.п., а также особенности самой двигательной задачи. К последнему мотиву относятся такие качества, как новизна, техническая или физическая сложность упражнений.
Также различают: мотивы осознаваемые и неосознаваемые, мотивы, источником которых являются физиологические, психологические, социальные потребности, группа мотивов, формирующаяся под воздействием как прошлого, так и настоящего опыта, который влияет на сознание спортсмена.
Очень важно наличие мотивации достижения успеха.
Люди, мотивированные на успех обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало, добиться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. В их когнитивной (мыслительной) сфере обычно имеется стойкое ожидание успеха. Такие спортсмены рассчитывают получить одобрение за действие, направленные за достижение поставленной цели, а связанная с ней работа вызывает у них положительные эмоции.
При доминировании мотивации достижения успеха спортсмен предпочитает задачи средней и слегка повышенной степени трудности, так как их решение, старание и способности могут проявиться наилучшим образом. При преобладании мотивации избежания неудач – задачи выбираются легкие или трудные, которые практически невыполнимы. У стремящегося к успеху привлекательность задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для ориентированного на неудачу, – падает.
Стремящиеся к успеху свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, стараниям и т.п.), а избегающие неудачи – внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.). Спортсмены, имеющие сильно выраженный мотив избежания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: адекватно оценивают свои способности, мобилизируются при неудачах, идут вперед, а не расстраиваются.
Бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха представляется, одним из мощных мотивов в спортивной деятельности. Многие получают большое удовлетворение от занятий спортом и победы над соперником или при преодолении препятствий, возникающих на их пути. Рекомендуют прямо рассказывать начинающим спортсменам о привлекательности победы над собой и соперниками. Мотивация к преодолению препятствия и получаемое от этого удовлетворение действительно являются мощными стимулами. Спортивный опыт является наиболее простым и ранним из стрессоров, с которыми может встретиться человек. Достижение успеха в трудных условиях, характерных для боевых искусств, может принести молодым людям большую пользу в дальнейшей жизни.
Неудачи ведут к снижению мотивации лишь тогда, когда они воспринимаются как неудачи. Если же рассматривать неудачу как ступень на пути к успеху, то она неизбежно будет способствовать росту мастерства ученика. Она станет лишь частью процесса поиска пути к совершенству.
Мотив не может возникнуть просто так, сам по себе, для его возникновения необходима потребность.
Потребность - это внутреннее состояние функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.
1.Потребность в престиже, самосовершенствовании, признании, достижениях, честолюбии, стремлении показать себя.
2.Потребность достижения успеха и избежания неудач (потребность сохранять свой статус, избежать разочарований и преодолеть поражение, неудачу).
3.Потребность проявить власть над другими, доминировать или подчиняться другим.
4.Потребность в аффилиации (потребность в общении, установлении эмоциональных связей с другими, проявление доброжелательности, сотрудничества).
5. Потребность участия в познавательном процессе, желание удовлетворить свою любознательность, получить ответы на интересующие вопросы.
Естественно, что в процессе обучения мотивация человека меняется и за направлением этих изменений необходимо тоже следить.
"Общепризнанными" негативными изменениями считаются:
-появление любых самоограничивающих убеждений ("все люди такие-то", "это все неправильно" и т.д.);
-сужение круга интересов;
-сужение круга знакомых;
-проповедование сверх-умных идей, оторванных от реальной деятельности;
-непомерное увеличение чувства собственной важности, завышение самооценки;-возрастание категоричности суждений;
-неприятности в семье;
-приступы религиозности или любого другого фанатизма;-садо-мазохистские тенденции на тренировках,
неконтролируемая агрессивность или "умиляющая" расслабленность.
Позитивными тенденциями считаются:
-расширение интересов,
-расширение круга знакомых;
-увеличение чувства самоценности, ценности себя как члена общества, точная самооценка;
-появление собственных идей (даже и не очень правильных);
-приятное упрощение в общении.
Итак, подытожим:
можно выделить несколько основных причин – мотивов, по которым люди занимаются боевыми искусствами.
Во-первых, хотят улучшить свое здоровье. А также свое физическое развитие (снизить вес, развить силу, ловкость и т.д.).
Во-вторых, хотят приобрести навыки самозащиты. Потребность в безопасности (по А.Маслоу) движет этими людьми.
Третий мотив – это получение удовольствия и комфортной физической нагрузки. Это то, что сегодня принято называть «фитнес».
Четвертый мотив – это желание ликвидировать дефицит общения и получить чувство «принадлежности к группе».
Некоторыми движет желание занять высокое место в какой-либо иерархии. Как правило, их цели формулируются так: «стать мастером спорта», «получить черный пояс» и т.д.
Кое-кто (таких мало, но встречаются) занимается с целью стать профессиональным инструктором.
И лишь немногие (хотя бы на словах, хотя бы в своем воображении) ищут Путь. Как говорится, «много званных, мало призванных».

Чтобы понять собственные мотивы занятий боевыми искусствами, необходимо проанализировать информацию, касающуюся своего социального положения, прошлого опыта, личностных особенностей, эмоциональной структуры и отношения к настоящей ситуации.
Для получения такой информации применяются следующие методики: тест-"Диагностика мотивации достижения." А.Мехрабиан, проективные методики-"Пятна Роршаха",тест "Несуществующее животное","Цветовой тест Люшера".
**********************************************************
Синдром эмоционального выгорания.
«Эх, жизнь моя – жестянка... Да ну её в болото!» или “ШеВ!!!Все пропало!», или «Все надоело!»
Не знаю, как у других, но в моей голове эти фразы нет-нет случаются. Сначала не обращала внимания, но со временем пришёл опыт: такие фразы к скорейшему «кислому» настроению и нежеланию посещать тренировки. Собственная примета такая. Потом стало интересно (я жутко любопытная), почему со мной происходит так, как происходит? А с другими как? Какие причины могут заставить ни разу больше не прийти на тренировку…
Что нам говорят по этому поводу дети-юноши от 7 до 16 лет…
На вопрос, «что может вас заставить бросить тренировки и спорт вообще?» мнения их выразились в следующих фразах: « нет друга для общения на тренировке, обижают в зале или после тренировки, трудно оторваться от (компьютера), отсутствие быстрых результатов, неуверенность, комплексы, физическая неполноценность. Зависть к товарищам, которые быстрее прогрессируют на тренировке, плотный график учебы, хочется просто побегать на улице (постепенное пропускание тренировок), трудно привыкнуть к дисциплинированности и нагрузкам, стремление выплеснуть накопившуюся бытовую обиду на тренере, наличие болевых ощущений, травм после соревнований, родители заставляют заниматься «из-под палки», а нет палки - нет и занятий, отсутствие разнообразия в технике, понимание ошибочности занятия именно данным видом единоборств или уход друга к другому тренеру (в другую секцию, зал), любовь.
А вот, что ответили нам взрослые товарищи, с 19 лет начиная, цитирую:
«-Это, прежде всего, зависит от человека - если он ленивый, то он будет тренироваться пока ему не надоест, потом просто будет постепенно забивать на тренировки, и в конце концов забьет окончательно, но конечно бывают случаи, что уходят по причине серьезных травм (от этого никто не застрахован).»
«-Отсутствие роста (длительный застой в результатах) или еще хуже падение результатов. Тогда постепенно теряется интерес к тренировкам.»
«-Переезд в другой город, или в другой район из которого тяжело добираться в спорт зал.»
«-Все дело в том, что человек слабый! Очень многие хотят стать суперменами! А как понимают, сколько надо для этого сделать, сразу в кусты! Такие люди бы с удовольствием выпили таблетку и стали непомерно сильны! И как они понимают, что им нужно будет отдавать больше сил, чем обычно, они теряют мотивацию!»
«-Это психологически слабые люди! Я думаю это можно исправить жесткой дисциплиной и объяснением, принципов и правил жизни спортсмена! Давая тем самым пример правильного поведения и хода мыслей!»
«-Спиваются…»
В общем, как говорится, частное мнение имеет право быть. А что же нам говорят специалисты по поводу внезапного исчезновения спортсмена с тренировок и из спорта вообще. (Это если исключить травмы, переезды, беременности, влияния мирового кризиса на материальный уровень и остальные объективные причины).
Выяснилось, что у специалистов подобное состояние души и ума называется синдром «эмоционального выгорания» (СЭВ). Для «суровых мужчин» он мог бы показаться позорной блажью неженки, но по жизни оказался медицинской реальностью, под которой врачи понимают реакцию организма, возникающую вследствие продолжительного воздействия профессиональных (в нашем случае спортивно-тренировочных) стрессов средней интенсивности.
СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной (умственной) и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности, снижения самооценки и удовлетворения исполнением работы, утраты понимания и сочувствия по отношению к ученикам, партнерам, коллегам. То есть мало того, что вы становитесь печальным, бесчувственным лентяем, вы еще и теряете веру в себя, а заодно и во всю остальную жизнь с существами и событиями ее населяющими.
Но все не так печально и неоправданно. На самом деле наша личность очень психологически грамотна, и дабы не допустить каких-то более серьезных психических сбоев, проявляющихся в крайней степени уже смирительной рубашкой, она «посылает» первый звоночек. Поэтому, синдром эмоционального выгорания - отчасти, полезный стереотип, поскольку позволяет вовремя остановится, задуматься и далее разумно дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Но в то же время могут возникать и вредные последствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на выполнении деятельности и отношениях с партнерами.
Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние «Я смогу!» и внешние «Ты должен!») длительное время преобладают над внутренними и внешними ресурсами («Я то, смогу, конечно, но не так же уж совсем!!!»), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.
Стресс на тренировке, спарринге - несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями - является ключевым компонентом СЭВ.
К факторам, способствующим выгоранию, относятся: очень высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и тренера; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к результатам; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям(вам хочется сказать что-то такое «доброе» а вы вынуждены улыбаться); отсутствие «передышек», интересов вне тренировок.
Развитию синдрома эмоционального выгорания способствуют и личностные особенности: высокий уровень эмоциональной отзывчивости, это когда вы за других переживаете, как за себя самое; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций(опять же, когда вам хочется уже, может быть и треснуть, а вы держитесь как на светском рауте); склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний.
При синдроме эмоционального выгорания типичны следующие жалобы:
прогрессирующая усталость, снижение работоспособности; плохая переносимость ранее привычных нагрузок; мышечная слабость; расстройства сна; головные боли; раздражительность; снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания.
Обычно, развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, (когда человек полностью поглощен тренировками), отказывается от потребностей, с ними не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, апатии.
Психическому выгоранию в большей степени подвержены «трудоголики» - те, кто работает на тренировках с высокой самоотдачей, ответственностью. При такой «работе на износ» постепенно развивается эмоциональное и умственное истощение, физическое утомление и личная отстранённость по принципу «на всё наплевать». Организм настолько от всего устал, что видит свое спасение только в полном или частичном выключении эмоций как реакций на любые воздействия извне. Для многих простейший выход из психологического штопора – уход. (Для каждого остается открытым направление, в котором идти). У несогласных с этим способом вслед за классиком возникает вопрос: «Что делать?».
И я вам скажу просто и по-товарищески, что нужно делать. И предупрежу по-свойски: легко не покажется. Итак, для начала, если вы все перечисленные признаки синдрома эмоционального выгорания у себя «отметили», но все еще сомневаетесь в правильности своего суждения, могу предложить тест, который или подтвердит, или опровергнет ваши домыслы: Личностный опросник Бойко.- http://www.trevogi.net/tests/index.aspx?id=29 (в котором под понятиями «работа, профессия - мы понимаем, соответственно, тренировки, вид спортивной деятельности).Если же и тест подтвердил ваши опасения, тогда следующее…
Все рекомендуемые специалистами мероприятия направлены на нейтрализацию первопричины болезни:
-снятие напряжения здоровыми методами( кроме спорта займитесь, рисованием, вышиванием, книгу почитайте), - повышение мотивации(еще раз четко осознайте зачем вам это все очччень нужно!!!), -выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением(как платят - будь то деньги, награды или просто тренерское доброе слово – так и работаем),-оптимизация характера сложившихся взаимоотношений в коллективе и своих личностных реакций(постарайтесь оптимизировать по заслугам отношение к вашим «коллегам», не раздавайте улыбок тем - кто не улыбается в ответ, не хамите тем - кто хамит вам.).
А для того чтобы воплотить в жизнь прочитанное, советуют «неотступно» соблюдать простые правила:
-стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки, использовать «тайм-ауты» для отдыха от тренировок, которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия;
-научиться периодически переключаться с одного вида деятельности на другой;
-к конфликтам во время тренировки относиться проще, а к людям добрее;
-не заниматься глупостями и не пытаться быть лучшим всегда и во всем;
-побольше эмоционально общаться, исключительно в трезвом адекватном виде– лишь потому, что, когда человек трезво анализирует обуревающие его чувства и делится ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается, или процесс этот оказывается не столь выраженным; -стремиться к поддержанию хорошей физической формы(но не изнурять себя ни в коем разе), уверовав в то, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, снижение веса или ожирение усугубляют проявления синдрома эмоционального выгорания.
И вы убедитесь - жизнь станет гармоничнее, люди добрее, а спортивные достижения не заставят себя долго ждать, потому что можно бежать быстро, но не далеко, а можно разбить дистанцию на равные участки и правильно распределить силы до финиша!
Каков же итог выяснения возникновения в моей голове пессимистических фраз про «… ну ее в болото»?
Анализируя «симптомы» свои и сравнивая с приведенными в статье, я уразумела, что никакое у меня не эмоциональное выгорание, а элементарная лень, товарищи! А с ленью, как известно надо бороться. Чем с энтузиазмом и займемся!
P.S. Smile Спортсмены очень подвержены стрессу. Чем больше сил они тратят на то, чтобы добиться блестящих результатов, тем больше нервничают. Став, наконец, звездами мировой величины, половина спортсменов превращается в совершенных неврастеников. Поэтому половина колонок скандальной хроники обычно посвящена героям спорта - один вырвал с корнем фонарный столб на Пикадилли, другой прокомпостировал сопернику ухо.
Smile Спорт приносит психологически оздоравливающий эффект только тогда, когда ты занимаешься им добровольно, - к такому мнению пришли экспериментаторы из медицинского центра университета шт. Индиана. Они брали группу депрессивно настроенных лабораторных крыс (тех, которые ели без аппетита, не отвоевывали себе территорию и не ухаживали за дамами) и помещали в боксы с беговыми колесами. Крысы, которые бегали в колесе тогда, когда им этого хотелось, скоро нагуливали себе аппетит и возвращались в группу уже на правах лидеров. Те же крысы, которых не выпускали из колеса до тех пор, пока они не пробегут нужное расстояние, оставались такими же печальными и угнетенными.
SadКаждый третий спортсмен-любитель дает себе слишком высокую нагрузку, если занимается без тренерского наблюдения. Следствием этого могут явиться частые приступы депрессии.
SadЕсли вы вовремя не ограничите свои тренировки разумными пределами, вам придется познакомиться с побочным действием эндорфинов - гормоноподобных наркотических веществ, активно вырабатывающихся во время физических нагрузок. Их высокая концентрация в крови резко повышает болевой порог, и вы хуже ловите жалобные сигналы своего тела.

_________________
Не он, не я и не ты, то же что я и не тоже: так мы были где-то похожи, что наши смешались черты.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Женечка



Зарегистрирован: 19.09.2008
Сообщения: 33
Откуда: Sevas.

СообщениеДобавлено: Вс Май 03, 2009 5:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Психологическая работа с переживанием страха в спорте

Кто из нас не испытывал страха вообще и страха относительно чего-то конкретного. Кто-то боится собак, кто-то высоты, кто-то общественного мнения. У спортсменов же эмоция страха присутствует, кроме всего, и относительно тренировок (опасение случайной травмы, страх падения); соревнований (страх не выполнить упражнение, не принять вовремя верное решение («не использовать момент»)),и др.
На самом деле, страх – это полезная и конструктивная эмоция, если его правильно использовать.
А самое худшее, что можно сделать с любой эмоцией, – это пытаться ее игнорировать или пытаться запретить ее себе (потому как она все равно никуда не денется, а «спрячется» в подсознание и будет оттуда вам «зудеть»,как больной зуб. Важен оптимальный уровень страха и его конструктивное использование.
Как страх может быть полезен?
Полезная функция страха заключается в том, что он сигнализирует о предстоящей чрезвычайно важной ситуации, подготавливает к сложности, мобилизует, стимулирует напрячься и быть внимательным, получить еще информации, прокрутить предстоящее в голове на предмет того, где могут быть неожиданности, ошибки, и как к ним подготовиться.
Люди, которые не боятся вообще – выходят неподготовленные, проходят через предстоящую стрессовую ситуацию хуже, плохо реагируют на непредвиденные трудности.
Основное условие, для того чтобы страх был конструктивен – внимание на сам процесс действия, а не на представление неудачных картинок того, что может произойти в худшем случае. Значит надо, как бы, забыть об опасности. Но что значит забыть? Если по-настоящему, то это опять же приведет к несобранности, потере бдительности и отрицательному результату. В момент опасности нужно вывести эту самую опасность из фокуса внимания. Забыть в том смысле, что оставить ее на периферии внимания, периферии сознания, т.е .не забыть совсем, а оставить где-то в «уголочке» памяти и сознания, как маленькую мигающую лампочку, которая не бьет ярким светом, но в то же время постоянно дает знать о себе. Такая вот постоянно напоминающая о себе, но не занимающая сознания целиком память об опасности и будет внутренним стимулом, который выразится в сверх-внимании к разным техническим, тактическим моментам процесса.
Не следует забывать о том, что как опасность воспринимается не только физическая угроза, но и обычный проигрыш, как опасность социальная, опасность осуждения, опасность непризнания окружающими.

Следующие упражнения помогут при работе со страхом:

Упражнение 1. «Проживание страха до конца». То есть представление максимума возможных, самых страшных, кошмарных и ужасных картинок, что будет, если опасения оправдаются. Нужно заранее представить в подробностях и красках до конца, исчерпать эти фантазии и представления задолго до важной ситуации соревнования.
Пример: «Я опасаюсь ошибки», ? «Что будет, если я ошибусь?», ? «Будет неприятно», ? «Что именно неприятно?», ? «Денег не дадут (уважать не будут, план сорвется, в глаза кому-то смотреть не смогу и т. п.)»,? Что будет, если (денег не дадут, уважать не будут, сам в себе разочаруюсь)? Подобными вопросами надо прокрутить цепочку до самого конца и до самого плохого.
Результаты: а) меньше останется неосознанного, но работающего в подсознании негатива; б) будет план на худший случай; в) можно выйти на основную причину страха – тогда работа со страхом будет более эффективна.

Упражнение 2. «Представление последовательности предстоящих действий».(Например: детальное прокручивание предстоящего поединка.) Упражнение использует «прокручивание» алгоритмов действий в различных вариантах развития событий, уместно для корректировки уровня страха до оптимального. Т.к. страх является сигналом требования подсознанием дополнительной информации и дополнительного сосредоточения на определенных моментах деятельности (по поводу которых возникает страх). Подсознание в виде легких опасений (безосновательных для сознания) выдает информацию о слабых, недостаточно подготовленных моментах предстоящей деятельности. Детальное представление предстоящей деятельности уменьшает информационную неопределенность, увеличивает шансы заранее обратить внимание на слабые места подготовки и приложить к ним дополнительные усилия, подготавливает нервную систему к предстоящим вариантам развития событий.

Возможны следующие ошибки в данной психотехнике: обобщенное, неподробное представление (не выполняет вышеописанных функций); представление неудачных вариантов (провоцирует их исполнение). Вместо этого рекомендуется сосредоточить внимание на том, что нужно сделать (как можно более детально) для предотвращения неудачного варианта развития событий. Эффективность данного упражнения зависит от уровня управления вниманием и от определения того, почему возникло именно такое опасение, т. е. какие именно действия вызывают опасение и страх.

Упражнение 3. «Обязательный страх». Упражнение можно выполнять на тренировках или в различных жизненных ситуациях, при условии отсутствия реального риска травмы из-за спровоцированных неправильных действий. Надо бояться «по расписанию», в обязательном порядке. Например, при выполнении какой-либо деятельности или во время тренировки, в течение 3-5 минут обязательно нужно бояться (разрешайте себе бояться и пытайтесь спровоцировать в своем состоянии те явления-озноб,дрожь,потливость- от которых обычно пытается избавиться), затем 3-5 минут не бояться, потом опять бояться и т. д.
Результаты: а) эмоция превращается в объект для экспериментов, она перестает быть захватывающей, всеобъемлющей, бесконтрольной; б) обязательность снижает привлекательность страха для подсознания. Пробовать желательно задолго до решающих соревнований..

Упражнение 4. «Интерес к собственному страху». Это упражнение превращает собственную эмоцию в объект и заключается в установке на интерес к собственному страху. (Интерес – хорошая комплексная эмоция, сочетающаяся с сосредоточенностью, энергичностью, умеренностью.) Пример: «Интересно, как я отработаю этот удар,(прием) в условиях опасений?», «Интересно, о чем сейчас хочет сказать мне мой страх? «О том, что стоит обратить внимание на (что?), сделать (как?), подстраховаться в (чем?) (но только конструктивные варианты!!!). ?
«О том, что что-нибудь случиться» ? -ответ неполный, не конструктивный. Должно быть: «Что именно может случиться и как поступить в этом случае».Главное условие таких внутренних диалогов -это отсутствие цензуры. Подсознанию разрешается генерировать любые варианты, но сознание вправе задавать уточняющие вопросы. Прием может использоваться и в процессе деятельности при возникновении страха.

_________________
Не он, не я и не ты, то же что я и не тоже: так мы были где-то похожи, что наши смешались черты.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Женечка



Зарегистрирован: 19.09.2008
Сообщения: 33
Откуда: Sevas.

СообщениеДобавлено: Вс Июн 21, 2009 6:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


Переживание поражения в спорте

Поражение, проигрыш, значимый неуспех – одни из основных,базовых переживаний личности.
Ситуации, провоцирующие соответствующие переживания, встречаются в любой деятельности на протяжении всей жизни, и поэтому отношение к неуспеху является важной характеристикой личности.
Отношение к неуспеху(поражению) формируется в процессе переживания этого самого значимого для личности поражения.
В практике спорта часто встречается ситуация, когда при поражении спортсмена окружающие настаивают на уменьшении глубины его переживания: «Не переживай, это ерунда!». Такая позиция может пагубно сказываться на личном опыте спортсмена, особенно ребенка. Ситуацию необходимо эмоционально пережить и извлечь тот опыт, который сделает человека сильнее (взрослее). Одна только реальная, рациональная оценка ситуации не дает этого опыта. Спортсмену необходимо от 2–3 до 48 часов на самостоятельное эмоциональное переживание ситуации проигрыша, надо дать возможность прочувствовать горе поражения, крах всего, состояние безнадежности.Для некоторых переживание поражения должно проходить в полном одиночестве,другим же важно присутствие собеседника,который однако не пытается умалить значимости этого поражения. После этого можно выполнить следующие ниже задания, направленные на сознательную переработку ситуации поражения.

1. Следует определить, что в данном выступлении было сделано хорошо, получилось, несмотря на отрицательный итоговый результат. Найти такие действия или характеристики нужно обязательно. Необходимо понимать, что все оценки относительны, и оценка «все плохо» является не более чем «призмой» восприятия, результатом восприятия под некоторым углом зрения,результатом негативных эмоций. Поиск удачных, положительных моментов (за что похвалить самого себя) в любом плохом выступлении дает источник мотивации и силы для преодоления. «Если хотя бы это у меня хорошо получается, значит я могу и большее (в принципе возможно и большее)».Т.е. после проигрыша необходимо повысить свою самооценку,несмотря ни на что. Повышение самооценки с помощью выделения удачных моментов должно быть конкретно, опираться на реальные действия или факты.

2. Далее следует выделить 1–2 конкретные проблемы, которые на данный момент больше всего мешают выступать лучше. Это – точки приложения сил в предстоящем периоде подготовки (что нужно изменить), например, поставить две задачи для работы над собой: одна приоритетная, вторая – дополнительная на тот случай, если произойдет сбой в работе над первой задачей. Более 2-х задач одновременно выделять не стоит, работать над многими задачами сразу психологически трудно и это не способствует повышению уверенности.

3. Исключить употребление слова «не повезло». Его использование – первый шаг к следующему проигрышу, результат того, что человек подсознательно не желает или не приучен анализировать ситуацию и искать в себе причины своих неудач. Это значит, что нахождение ошибки приведет к признанию чего-то неприятного, непривычного для человека, и он защищается словом «не повезло». Человек, которому «не повезло», ничего не будет менять в себе, а просто будет ждать следующих соревнований, на которых, может быть, повезет больше. Ошибки всегда есть в любом выступлении.

Пример: «Что я мог сделать, чтобы избежать этой ситуации? И чего я не сделал? Что не было учтено? Что в моей подготовке к соревнованию привело меня к такой случайности?» Даже если объективно это спорно, всё равно полезно иметь установку: «В спорте вообще нет случайностей».

Пример: «Если я проиграл, то, значит, у меня были ошибки. Если соперник выиграл, то,значит, у него было меньше ошибок».

4. Парадоксальным, но оправданным шагом является задание разработать четкий план действий (конструктивный) на случай поражения, «что я буду делать, если опять проиграю». Например, что попробую изменить в своем поведении и своей подготовке. Снимается неопределенность (боязнь неизвестности), что уменьшает возможный страх неудачи и увеличивает уверенность в возможности решения проблемы. Чтобы избежать поражения в некоторых случаях нужно сначала принять факт его возможности. Для того чтобы это задание не являлось установкой на поражение, нужно разрабатывать план не самого поражения, а действий после возможного поражения.

5. Воспитывать в себе психологическое принятие ошибки, установку на то, что ошибка и ее выделение необходимы для развития. Допустил ошибки – не значит неспособен, ошибаются все, это ничего не говорит о личности и способностях в целом. Признание своих ошибок не должно стать чем-то стыдным для вас, это повод поработать, и хорошо, что есть над чем. Вот если ошибок нет – это грозит остановкой творческого роста и развития, если вовремя не поставить себе более сложную задачу.

Эффективное переживание-осознание поражения приводит к тому, что вы, получая опыт выхода из «поля безнадежности отрицательных эмоций», перестаете их бояться, перестаете бояться поражения, что приводит к большей мыслительной и двигательной свободе и значительно увеличивает вероятность победы, тогда как непреодоленный и «непрожитый» страх поражения сковывает, вводит в ступор, человек перестает объективно и своевременно оценивать ситуацию.
Спортсмен, боящийся проиграть, отвлекает свое внимание на этот страх, думает о том, как бы не проиграть, т. е. думает о действиях, которые делать не надо, в результате чего делает именно эти действия. Потому что они были в фокусе его внимания, хотя бы даже и со знаком «НЕ». В поле внимания не остается места для технически правильных и выигрышных действий. Субъективно поражением не обязательно является фактически занятое место в протоколе результатов. Переживание зависит от того, на что рассчитывал сам спортсмен. В некоторых ситуациях и предпоследнее место может быть воодушевляющей удачей, а в других – второе место субъективно равносильно поражению.

_________________
Не он, не я и не ты, то же что я и не тоже: так мы были где-то похожи, что наши смешались черты.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Женечка



Зарегистрирован: 19.09.2008
Сообщения: 33
Откуда: Sevas.

СообщениеДобавлено: Ср Авг 26, 2009 10:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Агрессивность в спорте

Во многих видах спорта от участника требуется проявление агрессивности в рамках существующих правил и условий деятельности. В некоторых видах спорта проявление агрессивности чередуется с полным отсутствием подобных действий. Таким образом, в спорте, как и в жизни, решение одних проблем требует оптимальной степени агрессивности, решение других возможно без ее проявления.
Некоторые спортсмены не могут сдерживать свою агрессивность в рамках спортивных правил и приемлемых границах, которые диктуются здравым смыслом. Более того, ухудшение спортивной деятельности наступает при проецировании агрессивности спортсмена на самого себя. В этих случаях спортсмен чрезмерно винит себя, когда у него не все получается так, как хотелось бы.
Истоки человеческой агрессивности

Агрессивность, проявляемая при непосредственном физическом контакте с другим, присуща не только людям. Многочисленные исследования животных, стоящих на различной ступени эволюционного развития как в естественных, так и в лабораторных условиях были посвящены изучению агрессии. Результаты этих исследований имеют важное значение и для изучения агрессивности в спорте.
Новорожденные человека и некоторых высокоорганизованных животных в первое время после своего появления на свет не выказывают какой-либо враждебности по отношению к окружающей среде. Вначале дети хорошо относятся к своим родителям, другим членам семьи, а также к своим сверстникам. К концу первого года жизни они, однако, начинают проявлять агрессивные тенденции, особенно когда возникают препятствия к удовлетворению их потребностей. По мере возмужания многие становятся открыто агрессивными по отношению к другим детям и даже взрослым.
К этому времени у ребенка начинают формироваться агрессивные тенденции, которые наблюдаются на более поздних ступенях развития. Это формирование происходит несколькими путями:
1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно либо показывают пример (модель) соответствующим поведением по отношению к другим и к окружающей среде. В целом же дети, наблюдающие агрессивность у взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удается добиться успеха благодаря агрессивности, обычно воспринимают эту форму поведения.
2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности. В ряде исследований было установлено, что: родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать в детях умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение; родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитают в них чрезмерную агрес сивность; родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей, воспитают в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в более зрелые годы.
3. Представляет интерес зависимость между реакцией родителей на раннее проявление агрессивности со стороны детей и агрессивностью, проявляемой ими в более зрелом возрасте. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Как правило, строже наказывается ребенок за агрессивность по отношению к взрослому, чем по отношению к своему сверстнику или товарищу по игре, особенно если последний действительно заслужил это.В более зрелом возрасте молодой человек будет чувствовать себя спокойнее, проявляя агрессивность лишь по отношению к сверстнику, или равному по положению человеку, или противнику, а не по отношению к какому-либо авторитетному лицу (руководителю или начальнику). Более того, в результате воспитания в семье юноша будет испытывать чувство вины, проявляя агрессивность против более старшего (тренера) либо против своих товарищей по команде и соперников его же возраста.
Таким образом, взрослеющий ребенок испытывает выраженное в различной степени чувство вины при проявлении агрессивности по отношению к окружающим людям, имеющим различный социальный статус. Чувство вины возникает независимо от того, поощряется или не поощряется агрессивность в спортивной ситуации. Сильно выраженное чувство вины может помешать молодому человеку в выборе вида спорта, где агрессивность необходима, или привести к самообвинению.
Если юноша после агрессивной игры сильно переживает или проявляет другие признаки компенсаторного поведения (сомнения в правильности своего поведения, самообвинение, неуверенность в себе, враждебность по отношению к тренеру), то это можно объяснить условиями его воспитания, реакцией родителей, поощрениями и наказаниями, которым он подвергался.
Направления, теории и причины агрессивности.
Проявление агрессивности у подростков и взрослых может вызываться и другими причинами, а не только влиянием воспитания. Люди и ситуации, в которых оказывается подросток, могут также формировать его склонности к агрессивному поведению, если оно способствует достижению успеха. Те поощрения, которые он получает за успешное выступление в агрессивном виде спорта, могут иметь более выраженный эффект, чем влияние родителей в раннем детстве.
Некоторые ученые полагают, что агрессивные тенденции у человека являются инстинктивными, так как у его предков - животных агрессивное поведение является преобладающим. В этой связи некоторые авторы считают, что человек никогда не сможет справиться со своей агрессивностью.
В работах других исследователей агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. При этом агрессивность они оценивают как реакцию на фрустрацию(травмирующее психику событие) и как попытку преодолеть препятствия на пути к достижению удовольствия и удовлетворения(катарсис). Данную позицию они аргументируют тем, что агрессивное поведение часто возникает в ситуациях фрустрации, а затем постепенно снижается.
Третьи же авторы не принимают теорию катарсиса и отмечают, что существует значительное количество экспериментальных данных, позволяющих предположить, что разрешение агрессивного поведения скорее будет способствовать еще большей агрессивности, нежели создаст условия для ее уменьшения.
Измерение агрессивности

Для оценки степени агрессивности, которую может проявить человек, психологи избрали несколько путей. С одной стороны, были использованы результаты систематических наблюдений за проявлением агрессивности в хронологической последовательности у юношей и взрослых в различных жизненных ситуациях, а также в ситуациях, специально созданных экспериментатором.
Различные ученые для оценки агрессивности у субъекта, которую он может направить на других или на себя, применяли следующие тесты http://vch.narod.ru/file.htm( диагностика состояния агрессии), Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях).
Для лучшего измерения агрессивности или враждебности используется комплекс проективных и объективных тестов, а также методов наблюдения. Однако, по-видимому, самыми достоверными индексами агрессивности являются наблюдения тренера за потребностью и желанием спортсмена проявлять агрессивность непосредственно в деятельности. Некоторые из рассмотренных методов могут быть эффективными только в руках опытных специалистов.
В некоторых видах спорта непосредственное проявление агрессивности может быть продуктивным, тогда как в других спортивных ситуациях или видах деятельности несвоевременная или не туда направленная агрессивность не только непродуктивна, но может быть и нежелательной (разрушительной).
Хотя агрессивное поведение можно рассматривать как катарсис, результаты исследований , показывают, что снижение напряжения достигается только тогда, когда агрессивность направлена на человека, который первым ее проявил.
Уровни агрессивности
Существуют различные уровни агрессивного поведения. Одни из них продуктивны и желательны, другие чрезвычайно вредны. Как уже указывалось, у человека в результате соответствующего воспитания в раннем детстве могут формироваться агрессивные чувства и установки по отношению к жизни, людям и ситуациям в спорте. По мере того как такой субъект достигает высокого уровня активации (а может быть, и фрустрации), в определенных ситуациях спортивной деятельности агрессивность может концентрироваться на сопернике, команде или тренере, что в свою очередь, может привести к непосредственной агрессивности в рамках правил соревнований. Спортсмен может толкнуть соперника сильнее при единоборстве, но сам прием при этом будет выполнен с запозданием или технически неправильно. И, наконец, концентрация агрессивных тенденций и характер спортивной ситуации могут привести к такому физическому проявлению агрессивности, которое запрещается правилами соревнований. Допустимы или недопустимы подобные проявления, зависит от особенностей конкретного вида спорта, принципов судейства и терпимости товарищей по команде, тренера соперников к крайним формам агрессивного поведения («в рамках правил»).
Снижает или повышает спорт агрессивные тенденции и непосредственные агрессивные действия?
Многочисленные философы, натуралисты, психологи и психиатры пытались определить, каким образом спортивная деятельность влияет на уровень агрессивности зрителей и участников. В целом они пришли к выводу, что не во всех случаях спорт может быть эффективным средством снижения агрессивности и напряженности в группах и у отдельных индивидов.
Другая точка зрения на то, каким образом агрессивность в спорте может повлиять на агрессивные тенденции у человека, основана на наблюдении изменчивости агрессивности в зависимости от физических усилий индивида, который ее проявляет, и, что особенно важно, от результатов, к которым приводят агрессивные действия. Агрессивное поведение может снизить фрустрацию или способствовать проигрышу соперника. С другой стороны, оно может усилить фрустрацию (за нарушение правил соперник получает право на штрафной бросок или свободный удар и побеждает).

Итак: агрессивное и враждебное поведение животных и человека проявляется в различных формах. У животных агрессивность служит для установления иерархии отношений, добывания пищи, поиска пары. В человеческом обществе проявление физической агрессивности допустимо лишь на спортивном поле или в игровом зале.
Первые агрессивные тенденции проявляются в детстве и формируются под влиянием соответствующих реакций родителей на агрессивное поведение ребенка в зависимости от того, наказывается оно или поощряется ими и в каком направлении проявление агрессивности позволяется. По мере того как ребенок становится подростком, у него формируется потребность проявлять агрессивность и выражать свое отношение, когда агрессивность проявляют другие. Нередко при агрессивном поведении у него возникает чувство вины под воздействием имеющихся возможностей и общего психического и физического развития.
Агрессивные тенденции в спортивных ситуациях, допускающих проявление контролируемой враждебности, в одних случаях могут усиливаться, в других снижаться. Если спортсмен имеет большую потребность в агрессивных действиях, а спортивная деятельность не вызывает у него физической усталости или его попытки проявлять агрессивность приводят к фрустрации (штраф за нарушение правил или проигрыш), то агрессивность у него скорее всего сохранится. С другой стороны, если у спортсмена невысокая потребность к агрессивности, игра (или другая деятельность) вызывает у него хотя бы среднюю усталость или его поощряют за выигрыш или достигнутый успех, то его агрессивность снижается.
Агрессивность можно измерить с помощью проективных методик, личностных тестов или с помощью специально организованных экспериментальных ситуаций, в которых агрессивность стимулируется по отношению к другому испытуемому. Эти методики помогают выявить глубокие агрессивные тенденции, которые трудно заметить при наблюдении за обычной деятельностью спортсмена. С помощью этих методик можно определить и тип направленности агрессивного поведения спортсмена - на себя или на других.
Управление агрессивностью представляется одной из важных задач во многих видах спорта.
*************************************************
Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта выяснили, что агрессия способствует спортивным достижениям. К такому выводу ученые пришли, изучив агрессивное поведение на генетическом уровне. Интерес для ученых представляла ДНК и несколько генов, относящихся к агрессивному поведению человека, сообщает Nkj.ru.

Исследованию подвергся ген серотонина – 5НТТ, содержащий «короткие» и «длинные» ключевые участки. Выяснилось, что обладатели большего количества «длинных» вариантов генов достигают в спорте больших успехов, они более эмоционально устойчивы. Исследователи пришли к выводу, что уровень внутренней агрессии человека может стать решающим фактором при выборе спорта как основного занятия жизни, ведь именно в течение спортивных соревнований происходит выброс агрессии, ведущий к значительным достижениям.(http://scienceblog.ru/2008/07/19/agressiya-sposobstvuet-sportivnyim-dostizheniyam/)
Но….
*************************************************
Любой Мастер боевых искусств подобен ребенку. Он так же безобиден.
Каждый правильный шаг в боевом искусстве – это неизбежное от него удаление. В результате, дорога длиною в жизнь приводит к тому же месту, откуда начал – в стороне от борьбы.
Когда Мастер выходит на ринг, смысл поединка уже потерян. Он уже победил… всегда.
Допустим, некий человек становиться непобедимым ( наверное, в единоборствах неплохо ставить перед собой именно такую цель), – каков смысл тогда нападать на него? Каков смысл проявлять по отношению к нему агрессию?.. Каков смысл такому человеку проявлять агрессию, нападать?
С какого-то момента, этот человек не видит смысла в борьбе и тем более в агрессии не только в своем действии, но и в мире вокруг, он исключает это понятие для себя как бессмысленное...
В этот момент он из мастера единоборств, становиться просто Мастером. И тогда само его присутствие исключает малейшую возможность агрессии, просто потому, что ее для него не существует.
Возможно, чтобы избежать 50 летней тренировки в Шаолиньском монастыре в попытках дробить камни голыми руками, проще начать из той конечной точки, куда приходит каждый тренирующийся достаточно долго, ну, скажем, 1000 лет... Smile. В этой точке агрессия становится бессмысленной и исключается из сознания. Для этого проще сразу почувствовать, что при таком подходе, ты подобен Мастеру, который победил всегда. Возникает вполне конкретное ощущение в теле, сродни наполненности. Если найти такое состояние и развить его, то и без 1000 летних тренировок, человек становиться непобедимым, просто потому что никто и не подумает нападать на него, просто потому что никто и не подумает быть агрессивным там, где он есть...( http://koshtya.livejournal.com/2677.html)
******************************************
Может быть, правило: «если тебя ударят по правой щеке, подставь левую» не совсем для Вас приемлемо, но не забывайте все же, что в современном мире самых разнообразных проявлений агрессии предостаточно. Если агрессия в Вас есть, пусть она выйдет в пределах спорт-зала.

_________________
Не он, не я и не ты, то же что я и не тоже: так мы были где-то похожи, что наши смешались черты.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов forum.sevhwarang.com.ua -> Психология в боевых искусствах Часовой пояс: GMT + 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
You cannot attach files in this forum
You cannot download files in this forum




Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB